РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930), российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83), работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880-92; "Не ждали", 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885), создал яркие вольнолюбивые образы ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане ("М. П. Мусоргский", 1881).

РЕПИН Илья Ефимович [24 июля (5 августа) 1844, Чугуев, ныне Харьковская область Украины - 29 сентября 1930, Куоккала, ныне Репино в Ленинградской области], российский художник. Соединил крепкую традицию реализма 19 в. с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание. Родился в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. Крамского) и (в 1864-71) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел 1873-76 годы в Италии и Франции. В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 - в Куоккале, в своем имении "Пенаты". Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. "Бурлаки на Волге"Уже религиозные картины, исполненные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе - Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа - уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию - общей драматической задаче. "Бурлаки на Волге" (1870-73, там же) тоже пишутся как академический заказ. Но Репин создает на базе многочисленных натурных этюдов - в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым в 1870 году - картину, которая, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, производит сенсацию. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕПИН ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры - народных типов - и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Весь красочный и композиционный строй картины выражает уже не только величие Волги и ее тружеников, но саму политическую атмосферу общества, его чаяния и тревоги. Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. "Я человек 60-х годов,... для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и др. идеалистов", - свидетельствует сам мастер (в письме Н. И. Мурашко, 1880); и добавляет: "окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры". Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых "узоров", чутко воспринимая веяния и импрессионизма, и символизма. Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону В. В. Стасова, то "Мира искусства", но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом. Главная картина парижского периода ("Садко в подводном царстве", 1876, там же) стала шагом назад, явившись переусложненной аллегорией позднеромантического салонного плана. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕПИН ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Но художник стремится закрепить успех "Бурлаков" в драматических или стихийно-праздничных сценах народной жизни - таких, как "Проводы новобранца" (1879, там же) и "Вечорницi" (1881, Третьяковская галерея). Итогом этих поисков стал новый шедевр - "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, там же). "Вся Русь" как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии; при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажа не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной "соборности" мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в "никуда", в некий незримый, но явственно ощутимый тупик. Тема революцииРастущий социальный разлад, волна антимонархического террора, жертвой которого стал император Александр II, заставляют художника все чаще задумываться над темой революции. В картинах "Отказ от исповеди" (1879-85), "Не ждали" (1884), "Арест пропагандиста", 1880-92; все - Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов - борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в "Не ждали") - психологической пластикой персонажей и "говорящих" деталей. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕПИН ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад ("Прием волостных старшин Александром III", 1885, там же; несколько портретов Николая II, 1890-е гг). Исторические мотивыОсовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций - гнева и ненависти старого к новому ("Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре", 1879, там же), насилия и страха ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885, там же), сокрушительного, победного веселья ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91, Русский музей). Сцена убийства Иваном Грозным своего сына - настоящая "картина-триллер", говоря современным языком, - производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг. ПортретыЧрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции ("Мужичок из робких", 1877, Нижегородский художественный музей; "Мужик с дурным глазом" и "Протодиакон", - оба 1877, Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры ("Н. И. Пирогов", "М. П. Мусоргский", 1881; "П. А. Стрепетова", 1882; все - там же; портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 и позже), грациозные светские однофигурные ("Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же) и эффектные многофигурные портреты ("Славянские композиторы", 1871-72, Московская консерватория; "Торжественное заседание Государственного Совета", 1901-03, совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, Русский музей). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕПИН ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера ("Графиня Луиза Мерси дАржанто", 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных ["Осенний букет" (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой]. Особенности стиля Репина. ГРАФИКА. Реализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в "Государственном Совете") и модерн, - эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, - от иллюстраций к "Запискам сумасшедшего" Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Дузе, 1891; княгини М. К. Тенишевой, 1898; В. А. Серова, 1901; И. С. Остроухова, 1913; все - там же). Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. Серову. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕПИН ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... ИТОГИ. Странная картина "Какой простор!" (1903, Русский музей) - с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, - удивляет своим загадочным аллегоризмом. В 1917 Репин пишет новый вариант "Бурлаков" под названием "Быдло империализма" (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих "Пенатах", он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом, и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. В 1922-25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, "Голгофу" (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя дарит в советские музеи свои картины, поддерживает связи с учениками и друзьями (такими, как И. И. Бродский и К. И. Чуковский). Чуковский после смерти художника выпускает в 1937 сборник его мемуаров и статей об искусстве ("Далекое близкое"), неоднократно затем переиздававшийся. Литература:Грабарь И. Э. И. Е. Репин. М. , 1963-64. Т. 1-2. Лясковская О. А. И. Е. Репин. М. , 1982. Чуковский К. И. И. Репин. М. , 1983. И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л. , 1985. И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М. , 1994. Ельшевская Г. В. Илья Репин. М. , 1996. М. Н. Соколов

РЕПИН Николай Петрович (1796-1831), декабрист, штабс-капитан. Член Северного общества декабристов. Осужден на 8 лет каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1831 на поселении в Иркутской губ. Художник-акварелист.

РЕПИНО (до 1948 Куоккала), поселок городского типа в Российской Федерации, Ленинградская обл. , на побережье Финского зал. , в 40 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Железнодорожная станция. 4,2 тыс. жителей (1993). Климатическая курортная местность. Музей-усадьба И. Е. Репина "Пенаты".

РЕРИХ (урожденная Шапошникова) Елена Ивановна (1879-1955), русский религиозный философ. Жена Н. К. Рериха, участвовала в его Трансгималайской и Центрально-Азиатской экспедициях. С 1924 в Индии, разработала "агни-йогу", или учение "живой этики", на основе индийской духовной традиции.

РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947), российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член "Мира искусства". С 20-х гг. жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Др. Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой "космической эволюции". В 1924-28 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центр. и Вост. Азии (книги "Сердце Азии", 1929, "Врата в будущее", 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре - "Урусвати" (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов "Цветы Мории", 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: "Пути Благословения", 1924, "Твердыня Пламенная", 1932, "Нерушимое", 1936, "Алтай-Гималаи", на русском языке - 1974, и др. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов). ---РЕРИХ Николай Константинович [27 сентября (9 октября) 1874, Петербург - 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], российский художник, археолог, писатель и философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда. Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-97) у А. И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Был членом объединения "Мир искусства", занимая пост его председателя в 1910-18. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕРИХ ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, "искания будущей жизни" (как он пишет в очерке "Иконы", 1910). Начало путиВ исторических картинах молодого мастера ["Гонец" ("Восста род на род"), 1897; "Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; "Бой", 1906; все - Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕРИХ ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов ("Небесный бой", 1912, Русский музей, - где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых ("Пантелеймон-целитель", 1916, Третьяковская галерея; "Три радости", 1916, Русский музей). Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), "Тристан и Изольда" Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), "Весна священная" И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей "церковного модерна", обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы - росписи церкви св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией "Царица Небесная на берегу Реки Жизни", где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани" для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕРИХ ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Литературное творчествоНа смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов "Цветы Мории" (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) "письмена" об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам - к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах. Трансгималайская экспедицияПосле Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу - и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет - в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям "послание махатм", духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕРИХ ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... В 1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий - как гуманитарных, так и естественнонаучных - Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати - от санскритского слова, означающего "утренняя заря") в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги "Алтай-Гималаи" (1927), "Сердце Азии" (1929) и "Шамбала" (1930). Классический художественный стиль РерихаНо гораздо более известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце 1910-20-х гг. закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы, "подчиненные одной сущности", "спаянные в незыблемом соответствии красок и формы" как "ожерелья из самоцветов" (по его собственным словам из притчи "Пламя", 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы "космические" образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы - Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с царями-жрецами. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕРИХ ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Лишь одним из многих примеров может служить цикл "Майтрейя", который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей). Все больше сил Рерих - вместе с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. учение Агни-Йоги ("Огненной йоги"), - отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах "Держава Света" (1931) и "Твердыня пламенная" (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах "Матерь Мира" (1924) и "Мадонна Орифламма" ("Владычица Знамени Мира", 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи "Мира через Культуру" воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954. Продолжая активно работать как живописец, ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

РЕРИХ ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков - "Листы дневника" (1934-35) и "Моя жизнь" (1936-47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры - в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру - он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений. Среди верных соратников мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих и художник С. Н. Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан. Сочинения:Из литературного наследия. М. , 1974. Зажигайте сердца. М. , 1975. Литература:Беликов П. Ф. Библиография произведений Н. К. Рериха // "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та". Тарту, 1968. Выпуск 217. С. 265-282. Держава Рериха. М. , 1993. Утренняя Звезда.: Альманах Международного центра Рерихов. 1993 -. М. Н. Соколов

РЕРИХ Святослав Николаевич (1904-93), живописец, почетный член АХ СССР (1978). Сын Н. К. Рериха. Жил в Индии. Писал портреты, пейзажи ("Гималаи. Закат солнца", 1937), символические композиции, стилистически близкие поздним произведениям отца.

РЕРИХ Юрий Николаевич (1902-60), российский востоковед. Сын Н. К. Рериха. Св. 30 лет прожил в Индии. В 1957 возвратился в СССР. Труды по тибетологии, буддийской философии и религии.

"РЕРУМ НОВАРУМ" (первые слова лат. текста: "Rerum novarum... " - "Новых вещей... "), энциклика римского папы Льва XIII (1891). Провозглашала извечность частной собственности и классов. Призывала к отказу от классовой борьбы и к созданию рабочих организаций, действующих под контролем церкви. Осуждала социализм.

РЕС, в греческой мифологии фракийский царь, союзник троянцев, обладатель волшебных коней, от которых зависела неприступность Трои. Диомед и Одиссей убили Реса и захватили его коней. Миф обработан в трагедии "Рес" (4 в. до н. э.), приписываемой Еврипиду.

РЕСИВЕР (англ. receiver, букв. - получатель), сосуд для скапливания газа или пара; предназначается главным образом для сглаживания колебаний давления, вызываемых пульсирующей подачей и прерывистым расходом. В компрессорной установке ресивер служит также для охлаждения газа и отделения капель масла и влаги. В паровых машинах ресивер - теплоизолированная труба, соединяющая цилиндры высокого и низкого давлений.

РЕСИСТЕНСИЯ (Resistencia), город на северо-востоке Аргентины, административный центр пров. Чако. 218 тыс. жителей (1991). Международный аэропорт. Хлопкоочистительная, маслобойная, деревообрабатывающая промышленность.

РЕСИФИ (Recife) (Пернамбуку), город и порт на северо-востоке Бразилии, административный центр шт. Пернамбуку. 2,9 млн. жителей (1991, с пригородами). Международный аэропорт. Пищевкусовая, текстильная, цементная, химическая промышленность, машиностроение. Университеты. Филологическая академия. Музеи. Архитектурные памятники колониального периода и 19 в. Центр туризма.

РЕСКИН (Раскин) (Ruskin) Джон (1819-1900), английский писатель, теоретик искусства. Романтический протест Рескина против современного общества обусловил его призыв к возрождению средневековых форм организации художественного творчества и ремесел. Идеолог прерафаэлитов. Произведения Рескина о проблемах культуры ("Сезам и Лилии", 1865; "Королева эфира", 1869) отличаются изысканностью слога.

РЕСКРИПТ (лат. rescriptum, от rescribo - письменно отвечаю),1) в Др. Риме имевший силу закона ответ императора на направленный ему для разрешения вопрос. 2) Акт монарха в форме конкретного предписания министру или какому-либо другому лицу.

РЕСНИЦЫ, короткие жесткие волосы, расположенные в 2-3 ряда по краю век у человека и млекопитающих животных. У человека 100-150 ресниц на верхнем веке и 50-70 на нижнем. Защищают роговицу от пыли.

РЕСНИЧКИ, тонкие ните- или щетинковидные выросты клеток, способные совершать ритмические движения. Характерны для инфузорий, ресничных червей, у позвоночных и человека - для эпителиальных клеток дыхательных путей, яйцеводов, матки. Движения ресничек обеспечивают перемещение клетки в жидкой среде или способствуют току окружающей жидкости.

РЕСНИЧНОЕ ТЕЛО, то же, что цилиарное тело.

РЕСНИЧНЫЕ ИНФУЗОРИИ, класс инфузорий; включает большинство свободноживущих и паразитических видов. Длина от 30-40 мкм до 1 мм и более. Тело покрыто ресничками (до нескольких десятков тыс.), которые выполняют функции передвижения и подгона пищи к ротовому отверстию.

РЕСНИЧНЫЕ ЧЕРВИ (турбеллярии), класс типа плоских червей. Тело покрыто ресничками. Длина от долей мм до 60 см. Ок. 3000 видов. Большинство ресничных червей свободноплавающие морские и пресноводные животные, некоторые (планарии) наземные; есть паразитические формы.

РЕСПИГИ (Respighi) Отторино (1879-1936), итальянский композитор. Мастер оркестровой звукозаписи. Симфонические поэмы "Фонтаны Рима" (1916), "Пинии Рима" (1924), оперы, балеты и др. Профессор консерватории "Санта-Чечилия" в Риме (с 1913).

РЕСПИРАТОР (от лат. respiro - дышу), приспособление (напр. , повязка из фильтрующей ткани) для индивидуальной защиты органов дыхания человека от пыли и вредных веществ.

РЕСПИРАТОРНЫЙ, в анатомии - дыхательный, относящийся к дыханию; напр. , респираторное заболевание.

РЕСПОНСОРНОЕ ПЕНИЕ (от лат. responsum - ответ), поочередное пение солиста и хора. Восходит к древнееврейской псалмодии, используется в музыке христианской церкви.

"РЕСПУБЛИКА", российский информационно-издательский центр, Москва. Образован в 1992 на базе Политиздата (основано в 1918 в Москве как партийное издательство "Коммунист", с 1931 Партиздат, с 1941 Госполитиздат, с 1963 Политиздат). Издает официальные документы и материалы высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, социально-экономическую, художественную, детскую и другую литературу, а также учебные пособия, календари и др.

РЕСПУБЛИКА (лат. respublica, букв. - общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр. , президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ США, одна из двух (наряду с Демократической) основных партий США. Основана в 1854. У власти в 1861-85, 1889-93, 1897-1913, 1921-33, 1953-61, 1969-77 и в 1981-93.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ Франции, образована в 1977 на базе Национальной федерации независимых республиканцев (основана в 1966 группой парламентариев во главе с В. Жискар д'Эстеном).

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ РУССКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА им. А. А. Юрлова, создана в 1942 в Москве на базе Первого Государственного хора (основан в 1919); с 1966 академическая. В 1958-73 капеллу возглавлял А. А. Юрлов. С 1973 современное название.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (революционный календарь), введен в период Великой французской революции декретом от 5 октября 1793. Отменил христианское летосчисление. Первым днем новой эры стал день провозглашения Республики (по григорианскому календарю - 22 сентября 1792). Год делился на 12 мес (по 30 сут): вандемьер, брюмер, фример, нивоз, плювиоз, вантоз, жерминаль, флореаль, прериаль, мессидор, термидор, фрюктидор. После 360 сут вводились 5 (в високосном году 6) "дополнительных" суток. Республиканский календарь действовал до 1 января 1806.

РЕССЕЛЛ (Расселл) (Russell) Генри Норрис (1877-1957), американский астроном. Труды по астрофизике, звездной астрономии. Детально исследовал зависимость между светимостью и спектральными классами звезд (диаграмма Герцшпрунга - Ресселла), создал одну из первых теорий эволюции звезд.

РЕССЕЛЬ (Ressel) Йозеф (1793-1857), чешский изобретатель. Предложил новый судовой движитель - гребной винт (патент 1827).

РЕССОРА (франц. ressort, букв. - упругость), упругий элемент подвески транспортных машин, смягчающий удары и выдерживающий рабочую нагрузку без остаточной деформации. Различают рессоры листовые, торсионные, винтовые, а также гидравлические и пневматические.

РЕССУ (Ressu) Камил (1880-1962), румынский живописец. Почетный председатель Союза художников Румынии (с 1950). Сатирические рисунки для газет и журналов (1910 - 20-е гг.), монументальные полотна на темы крестьянской жизни ("Отдых косарей", 1925).

РЕСТАВРАЦИЯ во Франции, период вторичного правления династии Бурбонов в 1814-1815 (1-я Реставрация) и в 1815-30 (2-я Реставрация). 1-ю и 2-ю Реставрации разделяют "Сто дней". Конец Реставрации положила Июльская революция 1830.

РЕСТАВРАЦИЯ (от позднелат. restauratio - восстановление), восстановление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (напр. , архитектурных памятников, произведений искусства).

РЕСТИТУЦИОННЫЙ ЭДИКТ 1629, издан императором "Священной Римской империи" Фердинандом II. Предусматривал возвращение католическим князьям церковных земель, которые подверглись секуляризации после 1552 и перешли в руки князей-протестантов. Официально отменен Вестфальским миром 1648.

РЕСТИТУЦИЯ (от лат. restitutio - восстановление),1) в гражданском праве - возвращение полученного по договору одной стороной другой стороне в случае признания договора недействительным. 2) В международном праве - возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного воюющим государством с территории противника.

РЕСТРИКТАЗЫ (ферменты рестрикции), группа бактериальных нуклеаз, специфически расщепляющих ДНК. Предохраняют бактериальные клетки от чужеродных ДНК (напр. , вирусных). Широко используются при определении первичной структуры ДНК, для картирования генов и в генетической инженерии для создания и клонирования гибридных молекул ДНК.

РЕСТРИКЦИЯ (от позднелат. restrictio - ограничение), ограничение производства, продажи и экспорта товаров, проводимое с целью повышения цен и получения монопольных прибылей; ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции.

РЕСУРСНЫЕ ЦИКЛЫ, совокупность превращений и территориальных перемещений природного вещества (или группы веществ), происходящих на всех этапах использования его человеком и протекающих в рамках общественного звена общего круговорота данного вещества (или веществ) на Земле. Основные ресурсные циклы: энергоресурсов и энергии; металлорудных ресурсов и металлов; неметаллического ископаемого сырья; лесных ресурсов и лесоматериалов; земельных ресурсов и сельскохозяйственного сырья. Имеются планетарная территориальная структура ресурсных циклов и регионально-локальные структуры разного таксономического уровня. Одним из важнейших критериев рациональности функционирования и развития ресурсных циклов является обеспечение необходимых человеку полноценных свойств и качеств окружающей среды. См. также Природные ресурсы.

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, обобщенное название технологий, в которых технологический процесс обеспечивается при минимальном расходе энергии, затратах на основные и вспомогательные материалы, заработную плату рабочим основного производства при заданном качестве и требуемой производительности труда.

РЕСУРСЫ (от франц. ressource - вспомогательное средство), денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр. , природные ресурсы, экономические ресурсы).

РЕТАБЛО (исп. retablo), заалтарный образ больших размеров в испанских и латиноамериканских церквах 15-18 вв. , часто украшенный резьбой.

РЕТАВАС (Rietavas), город в Литве, на р. Юра, в 22 км от ж. -д. ст. Плунге. 4,5 тыс. жителей (1990). Деревообрабатывающая промышленность. Известен с 13 в.

РЕТАРДАЦИЯ (от лат. retardatio - замедление), литературно-художественный прием: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).

РЕТИ, административно-территориальная единица в Албании.

РЕТИК (наст. имя Георг Иоахим фон Лаухен, von Lauchen) (1514-76), немецкий астроном и математик, ученик и последователь Н. Коперника. Еще до издания (1543) главных трудов Коперника опубликовал краткое изложение его учения (1541). Математические труды по вычислению значений тригонометрических функций.

РЕТИКУЛЕЗЫ, опухоли, происходящие из ретикулярной ткани системы крови (клеток стромы костного мозга, лимфатических узлов).

РЕТИКУЛОСАРКОМА, злокачественная опухоль из ретикулярных клеток костного мозга, лимфатических узлов, миндалин, реже внутренних органов, костей. Распространенная множественная ретикулосаркома (ретикулосаркоматоз) клинически неотличима от острого лейкоза.

РЕТИКУЛОЭНДОТЕЛИАЛЬНАЯ СИСТЕМА (макрофагическая система), совокупность защитных клеток в организме позвоночных животных и человека (гистиоциты соединительной ткани, моноциты крови, эндотелий капилляров, купферовские клетки печени). Захватывают и переваривают бактерии и чужеродные или токсические частицы, участвуют в кроветворении и выработке антител, в обмене веществ.

РЕТИКУЛЯРНАЯ ТКАНЬ (от лат. reticulum - сеточка), разновидность соединительной ткани, составляющая основу кроветворных органов и лимфоидных скоплений в слизистых оболочках (напр. , миндалинах) и мякоти зуба. Входит в состав ретикулоэндотелиальной системы.

РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ, совокупность структур в центральных отделах головного мозга, регулирующих уровень возбудимости и тонуса ниже- и вышележащих отделов центральной нервной системы, включая кору больших полушарий.

РЕТИНА (ср. -век. лат. retina, от лат. rete - сеть), то же, что сетчатка.

РЕТИНИТ, воспаление сетчатки (ретины) глаза; развивается в связи с каким-либо общим заболеванием (некоторые болезни почек, крови, сосудов и др.).

РЕТИНОЛ (витамин А1, аксерофтол), жирорастворимый витамин; по химической природе изопреноид. Необходим для нормального обмена веществ; альдегидная форма ретинола - ретиналь - входит в состав зрительного пигмента родопсина. В организме животных и человека образуется из поступающего с пищей каротина, содержащегося, напр. , в моркови, салате, шпинате, в зеленых частях растений. Входит в состав животных жиров, в т. ч. рыбьего, яичного желтка, икры. При недостатке развиваются т. н. куриная слепота и ксерофтальмия.

РЕТИНОПАТИЯ, поражение сетчатой оболочки (ретины) глаза при кислородном голодании и расстройстве питания сетчатки в связи с сосудистыми и обменными нарушениями (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.).

РЕТИФ ДЕ ЛА БРЕТОНН (Retif или Restif de La Bretonne) Никола (1734-1806), французский писатель. В романе "Совращенный поселянин, или Опасности города" (1775) городской жизни противопоставлена утопическая община земледельцев. Автобиографический психологический роман "Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце" (1794-97). Книга очерков "Парижские ночи" (1778-94).

РЕТКЕ (Roethke) Теодор (1908-63), американский поэт. Книги стихов "Дом, открытый настежь" (1941), "Блудный сын" (1948), "Слова на ветер" (1958). Сборник эссе "О поэте и его ремесле" (опубликован в 1965).

РЕТОРОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ, подгруппа романских языков и диалектов, входящих в индоевропейскую семью языков. На ретороманских языках говорят ретороманцы. Ретороманские языки в двух разновидностях (верхнеэнгадинской и сурсельвской) - один из национальных языков Швейцарии. Письменность на основе латинской графики.

РЕТОРОМАНЦЫ, группа народов в Италии (ладины и фриулы, 740 тыс. человек, 1992) и Швейцарии (романши, 60 тыс. человек). Язык ретороманский. Верующие - католики и протестанты.

РЕТОРСИИ (от ср. -век. лат. retorsio - обратное действие), в международном праве - ограничительные меры, принимаемые государством в ответ на аналогичные меры другого государства (напр. , ограничение прав иностранцев, повышение таможенных пошлин на товары этого государства). В отличие от репрессалий, реторсии - ответ на правомерные действия одного государства, наносящие ущерб интересам или престижу другого государства.

РЕТРАНСЛЯТОР (от ре... и лат. translator, букв. - переносчик), устройство, искусственная среда или небесное тело, используемое как промежуточный пункт линии радиосвязи (радиорелейной, космической). Активный ретранслятор - приемо-передающая радиостанция (принимает радиосигнал, усиливает его и передает дальше); пассивный - плоский отражатель, зеркальная антенна, облако ионизованных паров металла, пояс иголок, спутник связи и т. д. (рассеивают радиоволны или направленно отражают их).

РЕТРОВИРУСЫ (от лат. retro - назад и вирусы), семейство РНК-содержащих вирусов. Обнаружены у всех позвоночных (в т. ч. человека) и некоторых беспозвоночных. Особенность ретровирусов - наличие в жизненном цикле обратной транскрипции (синтез ДНК на матрице РНК), осуществляемой при участии фермента ревертазы. Большинство ретровирусов онкогенны: вызывают лейкозы, саркомы, опухоли молочных желез и др.

РЕТРОГРАД (от лат. retrogradus - идущий назад), противник прогресса, человек с отсталыми взглядами.

РЕТРОСПЕКЦИЯ (от лат. retro - назад и specio - смотрю), обращение к прошлому, обзор прошедших событий.

РЕТУШЬ (франц. retouche), исправление изображений (рисунков, фотоснимков и т. д.) прорисовкой их карандашами или красками, выскабливанием отдельных участков или химической обработкой (травлением эмульсии фотографического слоя). В полиграфии применяется для подготовки оригиналов и исправления негативов и диапозитивов, предназначенных для фотомеханического изготовления печатных форм.

РЕТЫ, древние кельто-иллирийские племена, расселившиеся в долинах Зап. и Центр. Альп; покорены римлянами в 15 до н. э. Античные авторы отождествляют ретов с этрусками.

РЕУТ (Рэут) (Raut), река в Молдавии, правый приток Днестра. 286 км, площадь бассейна 7760 км2. Средний расход воды в низовьях 6 м3/с. Используется для орошения.

РЕУТОВ, город (с 1940) в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожный узел. 69,6 тыс. жителей (1993). Текстильные предприятия; НПО автоматизированных систем управления технологическими процессами и др.

РЕУТОВ Александр Павлович (р. 1926), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по созданию информационных систем и оптоэлектронной аппаратуры для обработки информации. Государственная премия СССР (1978).

РЕУТОВ Олег Александрович (р. 1920), российский химик-органик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1964). Труды по химии металлоорганических соединений, механизмам гомолитических и электрофильных реакций. Ленинская премия (1984).

РЕФЕРАТ (от лат. refero - сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ, периодическое издание, содержащее рефераты научных публикаций по какой-либо отрасли науки или техники и другие вторичные информационные материалы (библиографические описания, аннотации, обзоры литературы) во взаимосвязи со справочно-поисковым аппаратом. Появились в 19 в. Приобрели важное значение в сер. 20 в. в связи с ростом изданий научной литературы.

РЕФЕРЕНДУМ (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено), форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

РЕФЕРЕНТ (от лат. referens, род. п. referentis - сообщающий),1) лицо, составляющее реферат. 2) Должностное лицо, готовящее доклады или консультирующее по определенным вопросам.

РЕФЕРЕНЦ-ЭЛЛИПСОИД, земной эллипсоид, служащий вспомогательной математической поверхностью, к которой приводят результаты геодезических измерений на земной поверхности. В Российской Федерации принят Красовского эллипсоид.

РЕФЕРИ (англ. referee, от лат. refero - сообщаю), одно из традиционных международных названий спортивного судьи на поле, площадке (футбол, баскетбол и т. п.), ринге (бокс), ковре (борьба), вышке (волейбол) и др.

РЕФИНАНСИРОВАНИЕ (реинвестирование), повторное или дополнительное вложение в данную отрасль экономики или страну капитала, как правило иностранного, за счет полученной прибыли. Широко практикуется транснациональными корпорациями, используется для преодоления протекционистских барьеров и проникновения на рынки отдельных стран.

РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio - обращение назад),1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ (от рефлексы и... логия), естественнонаучное направление в психологии, распространенное в 1900-1920-х гг. главным образом в России и связанное с деятельностью В. М. Бехтерева. Считая вслед за И. М. Сеченовым, что всякий мыслительный процесс имеет объективное проявление, представители рефлексологии изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Рефлексология была подвергнута резкой критике в кон. 20-х гг.

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ (от рефлексы и терапия), общее название лечебных приемов и методов, основанных на раздражении (механическом, термическом и др.) определенных зон поверхности тела (т. н. биологически активных точек), богатых нервными окончаниями. Включает акупунктуру, электропунктуру и др.

РЕФЛЕКСЫ (от лат. reflexus - повернутый назад, отраженный), реакции организма на раздражения рецепторов. Возникшее возбуждение передается в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным, секреторным и др.) нервам передается к различным органам (мышцам, железам и др.). В 1863 И. М. Сеченов высказал мысль, что "все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы". Это положение было развито И. П. Павловым в его учении о высшей нервной деятельности. Врожденные рефлексы Павлов назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни - условными.

РЕФЛЕКТОР (от лат. reflecto - обращаю назад, отражаю),1) отражатель - устройство, состоящее из одного или нескольких зеркал и обеспечивающее почти полное отражение падающих на него электромагнитных (напр. , световых) или звуковых волн. Отражающая поверхность рефлектора - зеркальная (шероховатости ? длины волны). Для концентрации отраженных волн поверхность рефлектора должна быть вогнутой (сферической, параболоидальной и т. п.). Рефлектор используется в акустике, астрономии, радиотехнике (антенны), в быту. 2) В астрономии - отражательный телескоп, в котором изображения светил (звезд, планет, Солнца и др.) создаются главным вогнутым зеркалом и вспомогательными выпуклыми или плоскими зеркалами. Самый большой в мире рефлектор (Россия) имеет диаметр главного зеркала 6 м.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА (нервная дуга), совокупность нервных образований, участвующих в рефлексе. Включает рецепторы, центростремительные (афферентные) волокна, нервный центр, центробежные (эфферентные) волокна, исполнительный орган (мышца, железа и др.).

РЕФЛЮКС (от ср. -век. лат. refluxus - обратное течение), передвижение жидкого содержимого полых органов (пищеварительных, мочевыводящих и др.) в обратном (антифизиологическом) направлении, напр. забрасывание желудочного содержимого в пищевод при диафрагмальной грыже.

РЕФОРМА (франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально - нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.

РЕФОРМАТСКИЙ Александр Александрович (1900-78), российский языковед, доктор филологических наук. Один из основоположников московской фонологической школы. Труды по фонологии, морфонологии, семиотике, прикладной лингвистике, орфографии.

РЕФОРМАТСКИЙ Сергей Николаевич (1860-1934), российский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1929). Труды по синтезу металлоорганических соединений. Предложил метод синтеза ?-гидроксикислот ("реакция Реформатского"). Автор "Начального курса органической химии" (1893, 17-е издание 1930).

РЕФОРМАТЫ, приверженцы кальвинизма в континентальных странах Европы.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio - преобразование), общественное движение в Зап. и Центр. Европе в 16 в. , направленное против католической церкви. Начало Реформации положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Основные направления Реформации: бюргерское (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Т. Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянские войны 1524-26 в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация - проведение религиозных преобразований в его духе).

РЕФОРМИЗМ, в рабочем движении - политическое течение, стремящееся к реформированию капитализма. Возник в последней четв. 19 в. (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.), получил распространение среди социал-демократических партий, входивших во 2-й Интернационал. После Октябрьской революции и 1-й мировой войны стал организационно оформленным политическим течением рабочего движения. Противостоял коммунистическому движению. В 1951 был создан Социалистический интернационал.

РЕФОРМЫ 1860-70-х ГОДОВ в России, комплекс реформ: крестьянская реформа 1861, земская реформа 1864, судебная реформа 1864, цензурная реформа 1865, городская реформа 1870, военные реформы 1860-70-х гг. , морские реформы 1850-60-х гг. , финансовые реформы 1860-х гг. , университетская реформа 1863. Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса. Способствовали развитию капитализма. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. значительно ослаблены контрреформами.

РЕФРАКТЕРНОСТЬ (от франц. refractaire - невосприимчивый), в физиологии - отсутствие или снижение возбудимости нерва или мышцы после предшествующего возбуждения. Рефрактерность лежит в основе торможения. Рефрактерный период длится от нескольких десятитысячных (во многих нервных волокнах) до нескольких десятых (в мышечных волокнах) долей секунды. Сменяется фазой повышенной возбудимости (см. Экзальтация).

РЕФРАКТОМЕТРИЯ (от лат. refractus - преломленный и... метрия), совокупность методов и средств измерения показателей преломления n среды: измерение угла преломления света; измерение угла полного внутреннего отражения; интерференционный метод; фотометрический метод (зависимость коэффициента отражения света на границе двух сред от отношения n); другие методы, в т. ч. иммерсионный и теневой (измерение перепада n в неоднородных средах).

РЕФРАКТОМЕТРЫ, приборы для измерения показателя преломления света. Различают лабораторные рефрактометры и производственные, которые называются также рефрактометрическими датчиками.

РЕФРАКТОР, в астрономии - телескоп, в котором изображения светил (Солнца, звезд и др.) создаются преломлением световых лучей в линзовом объективе. Самый большой в мире рефрактор (США) имеет диаметр объектива 1 м.

РЕФРАКЦИЯ ЗВУКА, искривление звуковых лучей в неоднородной среде, где скорость звука зависит, напр. , от уровня данного слоя (в атмосфере, океане). Звуковые лучи поворачивают к слою с меньшей скоростью звука.

РЕФРАКЦИЯ СВЕТА, искривление светового луча в среде с непрерывно изменяющимся показателем преломления. Иногда под рефракцией света в широком смысле понимают преломление света.

РЕФРЕЖЬЕ (Refregier) Антон (1905-79), американский живописец и график. Творчество Рефрежье проникнуто идеями борьбы за мир и социальную справедливость ("Друзья", 1966).

РЕФРЕЖЬЕ (Refregier) Антон (1905-79), американский живописец и график. Творчество Рефрежье проникнуто идеями борьбы за мир и социальную справедливость ("Друзья", 1966).

РЕФРИЖЕРАТОР (от лат. refrigero - охлаждаю), транспортное средство с холодильной установкой (автомобиль, поезд, судно) для перевозки продуктов при пониженных температурах, достигаемых искусственным охлаждением.

РЕХОН ДЕ СИЛЬВА (Rejon de Silva) Диего Антонио (ок. 1740-96), испанский писатель, теоретик искусства. Автор плутовского романа "Приключения Хуана Луиса" (1781).

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - рассмотрение),1) газетно-журнальный жанр; критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения. 2) Отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой и т. п.

РЕЦЕПТ (от лат. receptum - взятое, принятое),1) в медицине - письменное, по установленной форме, обращение врача в аптеку, содержащее распоряжение о приготовлении и отпуске лекарств, а также указания, как ими пользоваться. 2) Способ приготовления, изготовления чего-либо. 3) В переносном смысле - руководство, совет, как действовать, поступать в том или ином случае.

РЕЦЕПТОРЫ (от лат. receptor - принимающий), в физиологии - окончания чувствительных нервных волокон или специализированные клетки (сетчатки глаза, внутреннего уха и др.), преобразующие раздражения, воспринимаемые извне (экстероцепторы) или из внутренней среды организма (интероцепторы), в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему.

РЕЦЕПЦИЯ (от лат. receptio - принятие),1) в физиологии - осуществляемое рецепторами восприятие энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение. 2) Восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права. Наибольшее значение имела рецепция римского права.

РЕЦЕССИВНОСТЬ (от лат. recessus - отступление), форма взаимоотношений двух аллельных генов, при которой один из них - рецессивный - оказывает менее сильное влияние на соответствующий признак особи, чем другой - доминантный.

РЕЦИДИВ (от лат. recidivus - возвращающийся),1) в медицине - возврат клинических проявлений болезни после ремиссии. 2) Возврат, повторение какого-либо явления после кажущегося его исчезновения.

РЕЦИДИВИСТ, лицо, совершившее преступление повторно и имеющее судимость. Рецидивисты несут более строгую уголовную ответственность. Российское уголовное право предусматривает специальный порядок ответственности особо опасных рецидивистов (признать лицо таковым вправе только суд).

РЕЦИПИЕНТ (от лат. recipiens, род. п. recipientis - получающий, принимающий), человек или животное, которому пересаживают какой-либо орган, ткань или клетки др. организма с лечебной целью (переливание крови, пересадка сердца и др.), для экспериментальных исследований функций органов и клеток, иногда в косметических целях.

РЕЦИПРОКНЫЕ СКРЕЩИВАНИЯ (от лат. reciprocus - взаимный), система двух скрещиваний, при которой каждая из генотипически различных родительских форм используется один раз в качестве материнской и др. - в качестве отцовской. Применяют в генетических исследованиях и в селекции.

РЕЦИРКУЛЯЦИЯ (от ре... и циркуляция), многократное полное или частичное возвращение потока газов, жидких или твердых веществ в технологический процесс с целью регулирования температуры, концентрации компонентов в смесях, увеличения выхода целевого вещества.

РЕЧИТАТИВ (итал. recitativo, от recitare - декламировать), род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли "сухой речитатив" (в сопровождении аккордов клавесина) и "аккомпанированный речитатив" (с развитым оркестровым сопровождением). Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке.

РЕЧИЦА, город в Белоруссии, Гомельская обл. , пристань на р. Днепр. Железнодорожная станция. 69,4 тыс. жителей (1991). Заводы: судостроительно-судоремонтный, "Термопласт" и др. Деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность; фабрика художественной керамики. Краеведческий музей. Известен с 1195. Вблизи Речицы - добыча нефти.

РЕЧКАЛОВ Григорий Андреевич (р. 1920), генерал-майор авиации (1957), дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи и полка; сбил лично 56 и в группе 5 самолетов.

РЕЧНАЯ СИСТЕМА, совокупность рек в пределах данного речного бассейна. Состоит из главной реки и ее притоков.

РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ, см. в ст. Вокзал.

РЕЧНОЙ СТОК,1) перемещение воды (в процессе ее круговорота в природе) в виде потока по речному руслу. 2) Количество воды, протекающее через поперечное сечение русла реки за определенное время.

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ, осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям - естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют: магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств; межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны; местные, обслуживающие внутрирайонные связи. Общая длина речного транспорта мира - ок. 550 тыс. км (1990-е гг.).

РЕЧНЫЕ ДЕЛЬФИНЫ, семейство водных млекопитающих подотряда зубатых китов. Длина до 3 м. 5-6 видов, в реках Юж. Азии и Юж. Америки, а также в Атлантическом ок. у берегов Юж. Америки. 2 вида в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

РЕЧНЫЕ РАКИ, два семейства беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина обычно 6-30 см (редко до 80 см). Обитают главным образом в пресных водах умеренных поясов (исключая Африку). Узкопалый (в водоемах бассейнов Каспийского, Черного и Азовского морей, а также в Зап. Сибири) и широкопалый (в водоемах бас. Балтийского м.). Речные раки съедобны, объект промысла и разведения. 2 вида охраняются.

РЕЧЬ, один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

"РЕЧЬ", ежедневная газета, центральный орган партии кадетов, 1906-17, Санкт-Петербург. Фактические редакторы - И. В. Гессен, П. Н. Милюков. Закрыта после Октябрьской революции.

РЕЧЬ ПОСПОЛИТА (польск. Rzeczpospolita - республика), официальное название объединенного польско-литовского государства со времени Люблинской унии 1569 до 1795.

РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (речь поэтическая), реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи - в максимальной организованности и выразительно-смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при отождествлении явлений жизни человека и природы (психологический параллелизм); приобретает свойства переносить признаки с предмета на предмет по сходству (метафора) и по смежности (метонимия); сближая далекие по значению слова, формирует и развивает многозначность слова, придает речи усложненную фонологическую организацию, в т. ч. ритмичность. Делится на стихотворную и прозаическую области (см. Поэзия и Проза). Наряду с этим художественной речи свойственны и внеэстетические функции языка: установление контакта между говорящим и слушающим (автором и читателем), передача информации, прямое эмоциональное воздействие на слушателя (читателя), выражение отношения говорящего (пишущего) к предмету речи, уточнение и истолкование сообщения.

РЕШАЮЩИЙ УСИЛИТЕЛЬ, в средствах аналоговой вычислительной техники - комплексное устройство, состоящее из усилителя постоянного тока и внешних радиоэлементов, образующих цепь отрицательной обратной связи; предназначен для выполнения некоторых математических операций (напр. , суммирования, интегрирования, умножения на постоянный коэффициент) над аналоговыми величинами. Усилитель без цепи обратной связи называется операционным усилителем.

РЕШЕНИЕ СУДЕБНОЕ, постановление суда первой инстанции, которым гражданское дело разрешается по существу.

РЕШЕТКА в теории чисел, см. Целочисленная решетка.

РЕШЕТНЕВ Михаил Федорович (1924-96), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), Герой Социалистического Труда (1974). Труды по проектированию машин и сложных автономных систем. Ленинская премия (1980).

РЕШЕТНИКОВ Федор Григорьевич (р. 1919), российский физикохимик и металлург, академик РАН (1992). Труды по физикохимии и технологии получения редких и радиоактивных элементов. Государственная премия СССР (1951, 1975, 1985).

РЕШЕТНИКОВ Федор Михайлович (1841-71), русский писатель-демократ. В повести "Подлиповцы" (1864) - картина народных страданий; в романах одним из первых изобразил зарождение в России рабочего класса.

РЕШЕТНИКОВ Федор Павлович (1906-88), российский живописец, народный художник СССР (1974), действительный член (1953), вице-президент (1974-87) АХ СССР. Жанровые картины с литературно разработанным сюжетом ("Опять двойка", 1952). Мастер шаржа. Государственная премия СССР (1949, 1951).

РЕШЕТНЯК Юрий Григорьевич (р. 1929), российский математик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по геометрии, математическому анализу.

РЕШЕТЧАТЫЕ КОНСТРУКЦИИ, строительные конструкции из стали, железобетона, дерева и других материалов, образованные прямолинейными стержнями, соединенными между собой в узлах. Применяются в качестве несущих конструкций зданий и сооружений (фермы, арки, купола и др.).

РЕШИД-ПАША (Resit Pasa) Мустафа (1800-58), турецкий государственный деятель и дипломат. Инициатор и активный проводник реформ первого периода Танзимата.

РЕШИЦА (Resita), город на западе Румынии, административный центр жудеца Караш-Северин. 97 тыс. жителей (1992). Металлургия, тяжелое машиностроение, химическая промышленность.

РЕШТ, город в северо-западной части Ирана, административный центр остана Гилян. 291 тыс. жителей (1986). Центр района шелководства (с 14 в.). Текстильные, пищевые, деревообрабатывающие предприятия. Ремесла (резьба по дереву, металлу, художественная вышивка).

РЕШТСКИЙ ДОГОВОР, между Россией и Ираном о совместных военных действиях против Турции. Подписан 21. 1(1. 2). 1732 в г. Решт. Россия возвратила Ирану провинции Гилян, Мазендеран, Астрабад. Иран предоставил России торговые льготы.

РЕЭКСПОРТ (от ре... и экспорт), перепродажа товаров (обычно сырья), ранее импортированных из др. стран, как правило, без обработки.

РЕЭМЕТС (Reemets) Эльги (р. 1910), эстонский мастер декоративного искусства, народный художник Эстонии (1976). Работает в керамике, коже, металле, фарфоре, обращаясь к традициям народного ремесла.

РЕЮНЬОН (Reunion), вулканический остров в Индийском ок. , в группе Маскаренских о-вов. Заморский департамент Франции (с 1946). 2,5 тыс. км2. Население 631 тыс. человек (1993), главным образом креолы. Высота до 3069 м (потухший вулкан Питон-де Неж). Действующий вулкан Фурнез (2631 м). Климат тропический, пассатный. Саванны и тропические леса. Открыт португальцами в 16 в. В 17 в. стал французским владением. До 1793 (фактически до 1848) назывался о. Бурбон. С 18 в. на Реюньоне плантационное хозяйство (сахарный тростник, кофе, ваниль) с использованием до сер. 19 в. труда рабов. Адм. ц. - Сен-Дени. Главный морской порт - Ле-Пор.

РЕЮНЬОНЦЫ-КРЕОЛЫ, народ, основное население Реюньона (400 тыс. человек, 1992). Язык креолизированный французский. Верующие - католики.

РЕЯ, то же, что рей.

РЕЯ, спутник Сатурна, открыт в 1672 Дж. Кассини (Франция). Расстояние от Сатурна 527 тыс. км, диаметр 1530 км, сидерический период обращения 4 сут 12 ч 16 мин.

РЕЯ СИЛЬВИЯ, по римскому преданию, мать Ромула и Рема - основателей Рима.

РЖАВЧИНА, слой частично гидратированных оксидов железа, образующийся на поверхности железа и некоторых его сплавов в результате коррозии, вызванной действием кислорода и влаги. См. также Коррозия.

РЖАВЧИНА РАСТЕНИЙ, болезнь, вызываемая ржавчинными грибами. Поражает многие сельскохозяйственные, лесные и декоративные культуры. На надземных органах пустулы, из которых при растрескивании высыпается ржавый порошок - споры гриба. Урожайность резко снижается.

РЖАВЧИННЫЕ ГРИБЫ, порядок базидиальных грибов. Св. 5000 видов. Некоторые - возбудители ржавчины растений.

РЖАНКОВЫЕ (ржанки), семейство птиц отряда ржанкообразных. 160 видов, главным образом на севере Евразии и Сев. Америки; в России - зуйки, чибис, бекасы, турухтан, кулик-сорока, вальдшнеп, дупель, кречетка и др.

РЖАНКООБРАЗНЫЕ, отряд птиц. Система отряда окончательно не разработана; включает от 11 до 18 семейств: яканы, ржанковые, тиркушковые (тиркушки, бегунки и др.), поморники, чайки, чистиковые и др. Ок. 320 видов, распространены широко. Преимущественно водные и околоводные птицы. Многие гнездятся колониями. 14 видов и 3 подвида в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

РЖАНОВ Анатолий Васильевич (р. 1920), российский физик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984). Труды по физике диэлектриков и полупроводников, полупроводниковой электронике.

РЖАНО-ПШЕНИЧНЫЕ ГИБРИДЫ (правильнее - пшенично-ржаные), то же, что тритикале.

РЖЕВ, город в Российской Федерации, Тверская обл. , на р. Волга. Железнодорожный узел. 70,7 тыс. жителей (1993). Машиностроение, пищевая и др. промышленность. Краеведческий музей. Известен с 11 в.

РЖЕВСКАЯ Елена Моисеевна (р. 1919), русская писательница. В прозе, сочетающей публицистичность и художественно-документальное начало с лирической интонацией, обращается к военной теме, послевоенному городскому быту. Книги: "Весна в шинели" (1961), "Берлин, май 1945" (1965), "Ближние подступы" (1985) и др.

РЖЕВСКИЙ Алексей Андреевич (1737-1804), русский поэт, драматург. Элегии, басни; в стансах - мотивы неразделенной любви, суеты земного. Трагедии, в т. ч. "Подложный Смердий" (опубликована 1956).

РЖЕВСКИЙ Владимир Васильевич (1919-92), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1981). Труды по открытой разработке месторождений, физике горных пород. Государственная премия СССР (1983).

РЖЕЗАЧ (Rezac) (наст. фам. Вонявка, Vonavka) Вацлав (1901-56), чешский писатель. Социально-психологические романы "Тупик" (1938), "Рубеж" (1944); назаконченная трилогия - романы "Наступление" (1951) и "Битва" (1954), отразившие острые классовые и национальные противоречия в послевоенной Чехословакии.

РЖЕЦКАЯ Лидия Ивановна (1899-1977), белорусская актриса, народная артистка СССР (1955). С 1920 в Белорусском театре им. Я. Купалы (Минск). Государственная премия СССР (1952).

РЖЕШОТАРСКИЙ Альфонс Александрович (1847-1904), российский металлург и металловед. Исследовал микроструктуру железа, чугуна и стали при различных видах механической и термической обработки. Организовал первую русскую металлографическую лабораторию (1895).

РЖИМАН (Riman) Йозеф (р. 1925), чешский ученый, академик (1977) и председатель (в 1986-89) Чехословацкой АН, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Труды по молекулярной генетике, биохимии. Государственная премия СССР (1979). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1987).

РИАН (кон. 3 - нач. 2 вв. до н. э.), древнегреческий поэт. Родом из Фракии, раб по происхождению. Автор сочинения по истории Фессалии и поэмы о войне между Спартой и Мессенией.

РИАСА ГАРНАЧО (Riaza Garnacho) Луис (р. 1925), испанский драматург. Пьесы "Обезьяний дворец" (1978), "Портрет мертвого ребенка" (1984), "Псы" (1986) и др.

РИБАС (Ribas) Хосе де, см. Дерибас О. М.

РИББЕНТРОП (Ribbentrop) Иоахим (1893-1946), министр иностранных дел Германии в 1938-45. Как один из главных немецко-фашистских военных преступников казнен по приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге.

РИББОНИТЫ (от англ. ribbon - узкая лента), члены тайных крестьянских организаций в Ирландии в 19 в. , боровшиеся против национального и социального гнета.

РИБЕЙРАН-ПРЕТУ (Ribeirao Preto), город на юго-востоке Бразилии, шт. Сан-Паулу. 427 тыс. жителей (1990). Центр сельскохозяйственного района (хлопчатник, кофе, сахарный тростник, табак и др.). Текстильная, пищевая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, сталелитейный завод.

РИБЕЙРУ (Ribeiro) Акилину (1885-1963), португальский писатель. Реалистические рассказы, дилогия "Извилистый путь" (1918) и "Вольфрам" (1943), роман "Когда воют волки" (1958) из жизни трудящихся содержат протест против социального зла, диктатуры А. Салазара.

РИБЕРА (Ribera) Хусепе (1591-1652), испанский живописец и гравер. Реалистическое новаторское искусство Риберы проникнуто демократическим духом, знанием народной жизни ("Хромоножка", 1642; "Святая Инесса", 1641).

РИБМОН-ДЕССЕНЬ (Ribemont-Dessaignes) Жорж (1884-1974), французский прозаик и драматург-сюрреалист. Пьесы "Китайский император" (1921), "Палач Перу" (1928), романы "Ариадна" (1925), "Пора катастроф" (1947). Книга мемуаров "Теперь уже давным-давно" (1958).

РИБО (Ribot) Теодюль Арман (1839-1916), французский психолог и психопатолог, родоначальник экспериментальных исследований высших психических процессов во Франции. Директор 1-й Французской психологической лаборатории (1889), основатель и редактор журнала "Ревю филозофик". Труды по проблемам памяти, произвольного внимания, чувств и др.

РИБОЗА, моносахарид, присутствующий во всех живых клетках в составе РНК. Производное рибозы - спирт рибит входит в состав ряда витаминов и коферментов.