Иааца, место в северном Моаве, где израильтяне победили Сигона (Чис. 21: 23); впоследствии он сделался левитским городом и находился в пределах колена Рувимова (И. Нав. 21:36; Иер. 48:21).

Иабец, место в Иудее, где жило общество книжников (1 Пар. 2:55).

Иавал (Иоваль), сын Ламеха, «отец живущих в шатрах со стадами» (Быт. 4: 20).

Иаван — Яван.

Иаван. 1) Четвертый сын Иафета (Быт. 10:2), отец Елисы и Фарсиса, Киттима и Доданима (Быт. 10:4). Это слово встречается, как общее название земли и народа греков (Ис. 66:19; Иез. 27:13; Дан. 8:21 (евр. текст). Иол. 3:6 (евр. текст). Восточные народы называли греков «детьми Иавана» или Ионянами. По рассказам греков, некий Иона был праотцем Ионического племени. Это имя существует еще и теперь в названиях: «Ионическое море», «Ионические острова». Так, Средиземное море называется в ассирийских клинописях «Тихамтив иавнай» (греческое море) и остров Кипр, где ассирийцы в первый раз встретили греков, называется ими «Иавнан» или «Иунан».

2) Место в Йемене, или южной Аравии ((Иез. 27:19).

Иавин. 1) Царь Асорский в северном Ханаане, был поражен Иисусом Навином (И. Нав. 11:1 и дал.).

2) Другой царь там же 125 лет спустя имел 900 железных колесниц и жестоко угнетал сынов израилевых

20 лет, до тех пор, пока его военачальник Сисара не был побежден Вараком и «рука сынов израилевых усиливалась более и более над Иавином» (Суд. 4-2 и дал., 23 и дал.),

Иавис (Явёш). 1) Отец царя Селлума (Шеллум) (4Цар. 15:16).

2) Город в Галааде, жители которого были поражены за то, что не участвовали в войне против вениаминитян: 400 их девиц были отданы оставшимся в живых вениаминитянам (Суд. 21). Когда аммонитяне напали на этот город, то его спас Саул, за что, впоследствии, жители города с честью похоронили его и сыновей его (Цар. 11; 31:11 и дал.). Давид похвалил их за этот поступок (2 Цар. 2-4 и дал.).

3) Один из сыновей Иуды, молитву которого Бог слышал и благословил его обширным уделом (1 Пар. 4:9 и дал.).

Иавнеил. 1) Приморский город в северозападной части Иудеи (И. Нав. 15:11 и дал ; он находился под властью филистимлян до тех пор, пока Озия не победил и не выгнал их оттуда (2 Пар. 26:6). Город называется в этом месте

Иавнея. Греки называли его «Иамния». Во время Христа он был многолюден, имел хорошую гавань и знаменитую школу. Теперь это небольшое село, называемое Иебна (Явне), в 20 км от Яффы.

2) Город в колене Неффалимовом (И. Нав. 19:33).

Иавок — Ябук.

Иавок. теперь Зерна, т. е. синий, река, которая с востока впадает в Иордан между Галилейским и Мертвым морями; она служила северной границей владения аммонитян (Чис. 21:24) и разделяющей границей владения аммонитян (Чис. 21:24) и разделяющей линией между царствами Сигона и Ога (И. Нав. 12:2). Брод Иакова был тем местом, где Иаков боролся с Ангелом Господним (Быт. 32:22).

Иадуй — Ядуа.

Иадуй, сын Ионафана и его наследник в первосвященническом служении; это последний первосвященник, упоминаемый в Ветхом Завете (Неем. 12:11, 22).

Иадут (евр.), в русском переводе: «кричат вслед тебе громким голосом». Иер. 12:6; 15:10 «кричит Иадут» по-евр., т.е. Спорит и ссорится.

Иазер, значительный город в Галааде, был завоеван израильтянами, после чего отдан левитам; он расположен в колене Гадовом (Иер. 48:32; Чис. 21: 32; 1 Пар. 26:31). Полагают, что местоположение его было при развалинах Сара, в 13 км к северо-востоку от Есевона.

Иаиль, жена Хевера, приняла спасающегося Сисеру в свой шатер, дала ему молока и уложила в постель, прикрыв его. Когда он уснул, она взяла кол от шатра и вонзила кол в висок его так, что пригвоздила его к земли, и он умер (Суд. 4:17 и дал.). Так исполнилось пророчество Деворы (4:9). Это дело восхваляется в песне Деворы (Суд. 5: 24).

Иаир — Яир.

Иаир. 1) Герой из колена Манасиина, во времена Моисея пошел и взял область Аргов и некоторые селения в Моаве и назвал их: «селения Иаировы» (Чис. 32:41; Втор. 3:14; 1 Пар. 2:22). Может быть, это то место, которое в И Нав. 19:34 названо: «Иуда у Иордана» (срав. Мат. 19:1)., вероятно потому, что Иаир со стороны матери был из колена Манассиина, а со стороны отца (через Есрома) из колена Иудина (1 Пар. 2:21).

2) Иаир из Галада, который судил израильтян 22 года. Его 30 сыновей имели 30 городов, называемые селениями Иаира до сего дня (Суд. 10:3 и дал.).

3) Отец Мардохея (Есф. 2:5).

4) Один из начальников синагоги, двенадцатилетняя дочь которого была воскрешена Иисусом (Мат. 9:18; Map . 5:22 и дал.; Лук. 8:41 и дал.).

Иакин. Название колонны в храме Соломона. См. «Храм».

Иаков — Яаков.

1) Сын Исаака и Ревекки и брат Исава (евр. Экев). Он держался своею рукою за пяту Исава и потому, когда они рождались, он получил свое имя Иаков, т.е. «он держит за пяту»; это выражение также обозначает «запинающий, хитрый» (Быт. 25:20. Ос. 12:3) и эта черта характера нередко проявлялась в его делах. Хитростью он купил первородство (право первенства) у брата своего Исава за хлеб и похлебку из чечевицы (Быт. 25:29 и дал ) Хитростью же, при помощи матери, он получил благословения отца, предназначавшиеся Исаву (Быт. 27). Из-за этого ему пришлось бежать от брата в Месопотамию к родственнику Лавану. По пути туда в Вефиле он видел во сне лестницу, стоящую основанием на земле и верхом касавшуюся неба, «и вот ангелы Божий восходят и нисходят по ней». Бог стоял наверху и говорил к нему, обещая быть с ним и дать ему и его потомству ту землю, на которой он лежал, и благословить в нем и в его потомстве все племена земные (Быт. 28:10 и дал.). В награду за четырнадцатилетнее служение у Лавана он получил его дочерей Лию и Рахиль себе в жены. Опять таки хитростью он сумел приобрести себе большую часть стад своего свекра (Быт. 30:37 и дал.). Через 21 год он возвратился в Ханаан вместе с 2 женами, 2 наложницами, 11 сыновьями, одною дочерью и большим богатством (29:30). С Лаваном, который преследовал его, но был остановлен Господом, он заключил союз при Галааде (Быт. 31:47). При Иавоке он боролся с Ангелом Господним и получил имя Израиль (князь Божий, Быт. 32: 28). Перейдя Иавок он примирился с Исавом (Быт. 33). Затем он жил в разных местах Палестины, напр., в Сихеме (33:19) и Вефиле (35:6), где он вторично получил имя Израиль (35:16). Близ Вифлеема умерла Рахиль после родов Вениамина (36:19). В Хевроне он с братом похоронили своего отца Исаака (35:29). Горе, которое пережил старый Израиль, когда узнал о смерти Иосифа, сменилось радостью, когда он услышал, что его сын был господином в Египте, и когда он сам со всем своим семейством и имуществом поехал в Гесем. Увидя колесницы Иосифа, он ожил духом и сказал: «довольно» (Быт. 45:27 и дал.). В видении в Вирсавии Бог обещал итти с ним в Египет и там произвести от него великий народ (46:1 и дал.). Увидев Иосифа, Иаков сказал: «умру я теперь, увидев лице твое» (46:30). Проживши в Гесеме 17 лет (47:28), он перед кончиною усыновил обоих сыновей Иосифа — Ефрема и Манассию — и дал им благословение вместе со своими собственными сыновьями (Быт. 48; Евр. 11: 21), пророчествовал о будущем израильского народа, о Примирителе из колена Иуды, дал повеление о своих костях и «приложился к народу своему» (Быт 49) 147 лет от роду. Спустя немного времени Иосиф и братья поехали в Ханаан со множеством людей и похоронили почтенного отца в пещере на поле Махпела в Хевроне (Быт 50:7 и дал.). «Малы и несчастны были дни жизни его» (47:9), но он надеялся на помощь Господа (49:18) Сустав бедра хитрого Иакова был поврежден, когда он боролся с Богом, после чего ему и было дано имя Израиль (Быт. 32:25, 28; Ос. 12:3 и дал.). Бог возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (Мал. 1:2 и дал.) и больший должен был служить меньшему (Быт. 25:23; Рим. 9:11 и дал.). В Ис. 45:4 Бог называет его «раб мой Иаков, избранный Мой Израиль» и в Царстве Небесном он возляжет с Авраамом и Исааком» (Мат. 8:11).

От своей жены Лии Иаков имел 6 сыновей: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона, а от Рахили двух: Иосифа и Вениамина; кроме того от наложницы Баллы — Дана и Неффалима и от наложницы Зелфы — Гада и Асира, всего 12 сыновей и дочь oт Лии, Дину. От этих 12-ти сыновей Иакова произошел в Египте тот народ, который затем стал сильным и могущественным и был выведен Моисеем из земли рабства в землю отцов, которая была им обещана Богом Авраама, Исаака и Иакова. «Народ, взятый в удел» называется часто по имени праотца: сынами Иакова Пс. 104:6; 1 Пар. 16:13; семенем Иакова (Ев.); Пс. 21:4; домом Иаковлевым Ис. 14:1; 19:3 или только Иаковом Втор. 33:16; Пс. 13:7; 134:4; Ис. 43: 1; 44:1. С другой стороны имя Иаков у Михея 1:5 означает израильское северное царство.

2) Сын Матфана, отца Иосифа, мужа Девы Марии (Мат. 1:15,16).

3) Иаков, брат Иоанна, сын Заведея и Саломии, один из 12 апостолов (Мат. 4:21; 10:2; Map . 1:19; 3:17; Лук. 6:14; Деян. 1:13). Услышав призыв Иисуса, он оставил лодку и сети и стал одним из Его близких учеников. Он упоминается как присутствовавший в некоторых важных случаях, напр., при преображении Христовом, исцелении тещи Петра, воскресении дочери Иаира и со Спасителем в Гефсимании; может быть, из-за ревности, которую он и брат его показали в случае с самарянами (Лук. 9:54). Срав. Мат. 20:20 и дал.; Map. 9:38; 10:35), Иисус дал ему вместе с Иоанном имя Воанергес, т.е. сыны громовы (Map. 3:17). Он был первым апостолом, которому пришлось умереть за Иисуса: Ирод Агриппа повелел убить его мечем (Деян. 12:1 и дал.).

4) Иаков Алфеев, другой из апостолов Иисуса (Мат. 10:3; Map. 3:18; Лук. 6:15; Деян. 1:13), названный Иаковом меньшим в Map. 15:40, где мать его называется сестрой матери Иисуса, Марией, которая по Иоан. 19:25 была замужем за Клеопою. См. Мария 3.

5) «Иаков, брат Господень» (Гал. 1:19), старший из братьев Господа (Мат. 13:55; Map . 6:3), которые во время жизни Иисуса не верили в Него (Иоан. 7:5), но после Его воскресения они перечисляются среди Его учеников (Деян. 1:14). Это тот Иаков, которому Воскресший Господь явился особо (1Кор. 15:7); впоследствии он занимал видное место в Иерусалимской церкви. На съезде в Иерусалиме он в своей речи разрешил вопрос о принятии язычников в церковь. Язычникам предписывалось только «воздерживаться от оскверненного идолами, блуда, удавленины и крови, мне делать другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15:13 и дал.).

К нему собрались пресвитеры, когда Павел в последний раз прибыл в Иерусалим (Деян. 21:18). Павел говорит о нем, как о столпе Церкви, наравне с Иоанном и Кифою (Гал. 2:9). Из Гал. 2:12 видно, что Иаков считал еврейские законы о пище обязательными для христиан из евреев; таким образом он является представителем того начального еврейского христианства, которое придерживалось христианской веры сполна, но все-таки в тесной связи с еврейскими обрядами, в противоположность Павлу, который ясно сознавал, что старое должно отпасть и дать место новому. Предание говорит, что Иаков был первым епископом в Иерусалиме и носил имя «Праведника», был почитаем и христианами, и евреями, из которых многие, благодаря ему, приняли христианство. Наконец, ярость евреев за то, что lang=EN-US cm отказался проповедовать против Христа, толкнула их на убийство старого учителя. Умирая, он, подобно Иисусу, молился за своих убийц: в это время его голову размозжили дубиною. (Так сказано у Евсевия). Иосиф Флавий же рассказывает, что первосвященник Ананус около 62 г. допустил побить камнями известного своей праведностью Иакова, «брата Иисуса, так называемого Христа».

Некоторые думают, что этот Иаков, брат Господа, есть «Иаков меньший», и что он не был настоящим братом Иисуса, но только двоюродным или сводным Его братом. См. братья Иисуса.

Иамврий и Ианний, два египетских волшебника, которые могли подражать чудесам Моисея и тем укрепили фараона в его сопротивлении Моисею. Поэтому они стали прообразом всех, противящихся Божиеи истине (2 Тим. 3:8). Имена их, не встречаемые в Ветхом Завете, приведены Павлом как известные евреям по преданию.

Ианнай, один из предков Иисуса (Лук. 3:24).

Иарев — Ярев.

Иарев у Ос. 5:13; 10:6 «царь Иарев», наименование Ассирийского царя, которое истолковывается или как царь враг», или как «царь помощник», или как «великий царь» и т.д.

Иаред (Яред), сын Малелеила и отец Еноха (Быт. 5:15 и дал.; Лук. 3:37).

Иарив (Ярив). 1) Один из начальников, которые поехали вместе с Ездрою из Вавилона в Иерусалим (Езд. 8:16).

2) Один из священников, который женился на язычнице, но потом развелся с нею, побужденный к этому Ездрою (Езд. 10:18).

Иармуф — Ярмут.

Иармуф. 1) Город в низменной части Иудеи (И. Нав. 15:35), царь, которого Фирам соединился с 4 другими царями для того, чтобы наказать Гаваон за его союз с израильтянами (И. Нав. 10:3 и дал. См. Адони-Целек). 2) См Бемеф

Иасон, христианин в Фессалониках, который принял в свой дом Павла и Силу, за что и преследовался еврейской чернью (Деян. 17:5 и дал.), может быть, тот же, что и Иасон в Рим. 16:21.

Иаспис. См. «Драгоценные камни».

Иаттир (Ятир), священнический город в горах Иудеи (И. Нав. 15:48; 21:14; 1 Цар. 30:27), развалины его около Аттира, к югу от Хеврона.

Иафет — Яфет.

Иафет, третий сын Ноя (Быт. 5:32), потомки которого «населили острова народов в землях их» (Быт. 10:2 и дал.).

Иафия — Яфиа.

Мафия (И. Нав. 19:12), пограничное место в колене Завулона находится в селе Иафе вблизи Назарета.

Ива — евр шита.

Ива упоминается у Иов. 40:17; Ис. 44: 4. В Лев. 23:40 говорится об ивах и других деревьях, с которых ломали ветви во время празднования праздника кущей. Израильтяне повесили свои арфы в Вавилоне на вербах (Пс. 136:

2), то есть на одной из пород ивы, которая обильно растет на берегах реки Евфрата. Впрочем, еврейское слово, обозначающее иву, является общим названием некоторых видов ив ( Sahx ), как Salix alba, Sahx vimmalis, Salix aegyptiaca

Ивва (4Цар. 18:34; 19:13; Ис. 37:13). Вавилонский или Месопотамский город, завоеванный Салманассаром, тот же, что Авва, — из него люди переселились в города Самарии (4Цар. 17: 24,31).

Ивлеам. См. «Гаф-Риммон».

Иго — евр. оль.

Иго — символ повиновения (3 Цар. 12: 4) и стеснения (Втор. 28:48). Так, закон называется игом (Деян. 15:10; Гал. 5:1). Потому существует выражение... сокрушить ярмо (иго). (Мер. 2:20; 5:5). Мы читаем также о «благом иге»« (Мат. 11:28 и т.д.), о котором можно сказать, что благо человеку, когда он носит иго в юности своей (Плач. 3:27).

Играть обыкновенно это слово обозначает веселиться с музыкой, пением и танцами, как в Исх. 32:6; в 1 Цар. 18:7; Иер. 30:19; 31:4. В религиозном значении это слово употребляется в 2 Цар 6:5; Прит. 8.30,31. В чем состояла забава филистимлян над Самсоном (Суд 16:25 и дал ), в исполнении ли им каких-либо забавляющих их поступков или в издевательстве над его беспомощным состоянием слепца, — трудно определить. В 3 Цар. 2:14 этим словом обозначается также смертная игра или единоборство 12 из героев Иевосфея и 12 из героев Давида вступили в единоборство и пали вместе (15 и 16 стихи)

Намеки на народные игры можно найти в Ис 22.18, где говорится о «свертке» (шар или мяч) и в Зах. 12: 3, о поднимании тяжелых камней, так называемая «проба силы», упражнение, которое, по Иерониму, было очень древним обычаем у юношей в Палестине.

После Вавилонского плена ввелись состязания по образцу греческих: 6eгание взапуски, фехтование, кулачный бой и т.п. Иродиане, в конце концов, решили строить театры и амфитеатры в Иерусалиме и некоторых других городах и устраивали иногда великолепные игры в честь Кесаря. См. Ристалище.

Идифум. См. «Ефан 2».

Идоложертвенное. В первые века христианства много спорили о жертвоприношениях и об употреблении в пищу того мяса, которое жертвовалось идолам и потом продавалось на рынках вместе с другим мясом. Некоторые из христиан высказывали свои убеждения, что идол ничто и что различие между чистою и нечистою пищею раз навсегда уничтожено Христом (Мат. 15:10,11), и потому они ели без разбора все, что ни предлагалось им язычниками или христианами (не спрашивая о том, пожертвовано ли это идолам, или нет). Другие же, которые были «слабее», соблазнялись этой свободой и считали, что употребление такого мяса является участием в жертвоприношениях идолам. Различие во взглядах требовало разрешение этого вопроса, и мы находим, как Павел в различных своих посланиях дает советы как тем, которые сомневались, так и тем, которые были свободны от этого. Первые должны прислушиваться к голосу своей совести, поступать осмотрительно и воздерживаться от этой пищи, если им совесть не позволяет. Но Павел напоминает им также об их долге: с любовью относиться к тем братьям, которые не имели сомнения относительно пищи, и не осуждать их. Последним, он говорил, что они могли свободно покупать и есть всякое мясо, так как греха в этом нет и мясо, как пища, не испортилось от того, что было пожертвовано идолам; все-таки Павел советует им поступать осторожно, чтобы другие не преткнулись, не мучились и не прельстились, благодаря им, грехом; по закону христианской любви и мудрости они должны воздержаться от этого (Рим. 14: 20-23; 1 Кор. 8; 10:19-23; Тит. 1:15).

Идол, идолопоклонство и идолослужение. Идол — то пред чем преклоняются вместо Бога, вообще все то, что отвлекает сердце от Бога; так любостяжание называется идолослужением: Кол. 3:5. Идолами Слово Божие называет также различные избранные и освященные предметы, истуканы или подобия, которым поклоняются и которых чтут; так говорится в Втор. 29:17 о мерзостях и о деревянных, каменных, серебряных и золотых кумирах египтян и других языческих народов. Это есть идолослужение в грубой форме. Не менее заслуживает порицания и та более утонченная форма, когда желают служить истинному Богу, почитая Его образ или подобие подобно тому, как израильтяне поклонялись Иегове перед изображением золотого тельца; о чем псалмопевец поет: «Сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану. И променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря» (Пс. 105:19-22). Идолослужение или, выражаясь другими словами, забывание Бога, есть проклятие для человека. Из тьмы идолослужения вывел Иегова Авраама и «народ, взятый Им в удел» (И. Нав. 24:2-3). Первая заповедь в законе была направлена против чужих богов и против служения им (Исх. 20:3-5). Почти вся история Израиля есть цепь преступлений против этой заповеди, божественных свидетельств об этом заблуждении их и наказаний преданного идолослужению народа, на который Господь жалуется через пророка: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2). О времени, когда впервые началось идолослужение, Писание ничего не говорит. О внутреннем основании, сущности идолослужения Павел выражается достопамятными словами: «Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они осквернили свои тела; они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари, вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1:21-25). Эту короткую и сильную проповедь о скверных свойствах идолов и идолопоклонства наглядно иллюстрирует современное положение языческого мира и вся израильская история. Ибо предметы для поклонения у язычников были: частью планеты и силы природы — луна, звезды, свет и огонь, как, например, библейские Ваал, Молох, Наву и т.д.; частью неразумные животные, как, например, быки, козлы, рыбы и т.п.; частью проявления человеческих свойств — добродетель и порок, которые они олицетворяли в привлекательные или чудовищные формы в своих изображениях, как встречаем у греков и римлян. Этим божествам люди служили самыми лучшими жертвами, какие они имели: своими молитвами, дарами, своими детьми и своей нравственностью. Человеческие жертвы и блуд в истории Израиля часто именуются вместе с идолослужением. (Лев. 18: 21; 20:2 и дал.; 4 Цар. 21:6; 23:7-10; Пс. 105:37; Иер. 7:31; 19:5; 32:35). Самые неестественные пороки, которые называются мужеложством, совокуплением с животными, составляли у египтян и, вероятно, у хананеян часть богослужения; и эти пороки постоянно осуждаются в законе Господнем; от них же предостерегают судьи израильский народ; (Исх. 22:19; Лев. 18:22,23). Таким богослужением была полна вся та земля, которую Израиль должен был взять в наследие, и по этой причине им было повелено уничтожить эти языческие народы и разрушить их алтари. Но Израиль допустил, чтобы эти люди остались в живых, и это сделалось для них сетью и падением. «Вы не послушались гласа Моего», говорит Господь. «Что вы это сделали? И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд. 2:2-3; Пс. 105:34-39). В какой ужасной степени язычество одерживало верх в истории Израиля, дает нам сведения сам народ в сохранившихся документах. Во времена израильского царя Ахава в Израиле находилось не менее 450 пророков Ваала и 400 пророков Астарты, питавшихся от стола Иезавели (3 Цар. 18:19). Во времена иудейского царя Манассии идолослужение стало государственной религией и он построил алтари небесному воинству в обоих дворах дома Господня, соорудил жертвенники в доме Господнем и поставил истукан Астарты, богини луны. Иезекииль в 8 главе описывает, что дом Господень был наполнен всякими языческими мерзостями, что там были «всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом. И семьдесят мужей дома Израилева стоят пред ними: и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху. И сказал мне: Видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписаной своей комнате? Ибо говорят: «Не видит нас Господь, оставил Господь землю сию» (Иез. 8:10-12). Поэтому можно понять горячую ревность о Господе и Его храме, которая проявилась истинными пророками Господними, как, например, Илией и Исайей; с другой стороны, можно только удивляться, что имя Иеговы и истинное служение Ему не исчезло совершенно с лица земли и в самые темные времена Бог сохранял Себе остаток, который оставался верным своему Господу. Через постоянно повторяющиеся наказания от Бога и, наконец, благодаря Вавилонскому плену, искоренилась большая часть прежней склонности к идолослужению, так что во время Ездры и Малахии служение Иегове хранилось с большей чистотой и тщательностью, чем в более ранние времена. После завоеваний Александра Македонского, когда греческие обычаи и богослужение распространилось по Востоку, среди евреев также возникла, так называемая либеральная партия, которая поддалась языческим прелестям, и приняла языческое богослужение; дошло до того, что сирийскому царю Антиоху удалось разорить храм Господень и обратить его в храм Зевса Олимпийского. Закон Моисея был отменен и греческое богослужение, со всей своей роскошью и плотоугодием, заняло его место. Кто не хотел служить идолам и есть свинину, кто обрезывал своих детей и соблюдал субботу в святости, — наказывался смертью. В это тяжелое время выступил во главе верных Господу священник Маттафий, со своими сыновьями Иудой и другими, и начал 40-летнюю войну против взявших верх беззаконников. «Избранный народ снова был очищен от осквернения идолослужением, ибо приближалось время, когда остаток из них принес языческому миру познание истинного Бога и когда началось исполняться сказанное через пророка Иеремию, который, печалясь о том, что его народ отпал, торжественно возвещает: «Господи! сила моя, и крепость моя, и прибежище мое в день скорби! К Тебе придут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем нет никакой пользы. Может ли человек сделать себе богов, которые, не боги? Посему, вот, Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Мое. и узнают имя Мое — Господь!» (Иер. 16:19-21). И только то могло освободить народ земли от оков идолослужения, что Бог открыл Самого Себя людям. Все греческое искусство и мудрость ничего не могли сделать для освобождения от этого. Великий «апостол язычников», который очень хорошо видел эту ужасную силу язычества в живописных словах изображает народы, которые по человеческому образованию считаются передовыми; он называет их слепыми и безумными в духовных вопросах (Рим. 1:19) а их богослужение просто служением диаволу (1 Кор. 10:20). Правда, голос совести также иногда пробуждался в них (Рим. 2: 14-15), и свидетельство стихотворцев о божественном происхождении человечества (Деян. 17:27) было также доказательством того, что Бог был недалеко от них (Деян. 14:17). Несмотря на это, Павел все же указывает на невозможность избавления от грехов собственными силами, и призывает людей к покаянию, обращению и вере в распятого и воскресшего Христа, ибо только через проповедь о Христе будет исполненно пророчество: «И идолы совсем исчезнут» (Ис. 2:18).

Иевус то же, что Иерусалим (Суд. 19)

Иевусеи — хананейское племя, жившее в Иевусе (Суд. 19:11), происходило от Иевусея, третьего сына Ханаана (Быт. 10:16). Колено Вениамина не изгнало их (Суд. 1:21). Давид взял их крепость Сион (2 Цар. 5:7) и воцарился в Иерусалиме. Между этими мирными жителями особенно выделился Орна, который по любви к Господу пожертвовал своим достоянием (2 Цар. 24:16 и дал.).

Иевосфей — Ио-Бошет. Иевосфей, четвертый и последний сын Саула, воцаренный Авениром после смерти отца над всеми израильтянами, за исключением колена Иуды, над которым царем был Давид. Иевосфею было тогда 40 лет и он царствовал только 2 года (2 Цар. 2:8 и дал.). Между 1055-1053 до Р.Хр. Он воевал с Давидом и был побежден. Его последняя опора Авенир пал в войне. Самого Иевосфея умертвили Баана и Рихав и принесли его голову к Давиду, как добычу. Но Давид наказал предателей, лишив их жизни, а голову Иевосфея погребли во гробе Авенира в Хевроне (2Цар. 2; 3; 4). Иевосфей называется в 1 Пар. 8:33 Ешбаал. Это имя обозначает муж Ваала: Иевосфей же означает муж стыда. Предполагают, что в начале его имя было Ешбаал, но, желая выказать свое отвращение к идольскому имени Ваал, изменили его на Иевосфей, т.е муж стыда. Срав. Мемфивосфей.

Иегар-Сагадуфа. См Галаад

Иегова, имя, которым Бог называет Себя, как вечно верного заключенному союзу, Который называет Себя также Сущим (Исх. 3:14), Который есть, был и грядет (Отк. 1:4; См. Бог). Сокращенная форма слова Иегова есть Иа или Иах, например, в Исх. 15:2 «Слава Моя — Иа» (евр. текст). Пс. 62:5 Иа есть имя Ему (евр. текст); иногда он сложен с Иеговою (Ис. 26: 4 евр. текст), или с «Элохим^ (Пс. 67:19 (евр. текст).

От слов Иегова и Иа образуется множество имен лиц и названий мест; разница при образовании от этих слов только в том, что Иегова обыкновенно ставится в начале сложного слова, Иа же ставится в конце. Например: «Иегова-ире» (Быт. 22:14 — Господь усмотрит), (то место, где Бог усмотрел жертву вместо Исаака). Иегова-Нисси (Быт. 17:15), т.е. Иегова — знамя мое) тот жертвенник, который Моисей устроил в память победы над амаликитянами в Рефидиме), «Иегова-Шалом», т.е. Господь мир (Суд. б: 24, жертвенник, который устроил Гедеон; «Иегова-шамма», т.е. Господь там (имя нового города, который Иезекииль видел (Иез. 48:35). Иегова-Пидкейну» (Иер. 23:6), т.е. Господь — оправдание наше (одно из имен Мессии и спасенного Им народа) Иер. 33:16.

Иногда встречаются сложные слова с сокращенной формой слова Иегова — Него, напр., «Иегоцадак», т. е. Иегова — праведен. «Иегошуа», т.е. Иегова — спасает, или только «Ие» или Ио», например, Иешуа, т.е. Господь спасает (от чего слово — Иисус), или Иошуа»; Иоганнан (Иоанн), т.е. «Иегова — милостивый», Ионатан», т. е. Иегова дает и т.д.

«Иа» же употребляется на конце сложных слов, например, «Иедидиа», т. е. друг Иеговы. Такие слова иногда имеют форму окончания «иа», иногда я (по евр), например: Захариа и Захаря, Цефаниа и Цефаня и т. д. Часто встречаются имена одинакового значения, но разной формы, так, например, слова Иоцадок и Цедекия имеют приблизительно одно и то же значение (Иегова — праведен и праведность Иеговы). Хананиа обозначает то же, что Иоханан, Натаниа то же, что Ионатан и т. д.

Также существует множество имен, соединенных со словом Эль (Бог), смотри, например, Эль-Вефиль (Быт. 35:7); Еммануэл или же Еммануил.

Иегова-Нисси. См. Иегова.

Иегова-Шалом (Господь мир). См. Алтарь или жертвенник.

Иегоиарив, начальник первой чреды (из 24) священников (1 Пар. 24:7).

Иегудий, человек, который был послан принести записки пророчества Иеремии и который прочитал их царю Иоакиму (Иер. 36:14,21).

Иедай. См. Хеддай».

Иедидия, друг Иеговы, то имя, которое Нафан дал Соломону (2 Цар. 12:25), ибо Господь возлюбил его (ст. 24).

Иезавель — Изавёль. Иезавель.

1) Дочь Ефваала, царя Сидонского и жена Ахава (3Цар. 16:31), ввела в Самарии поклонение Ваалу и Астарте и перебила пророков Господних. Сотни идольских жрецов кормились за ее столом (3Цар. 18:4; 13:19; 19:2). Любодейства и волхования она творила без стыда (4 Цар. 9:22, 30). Она научала своего мужа делать негодное пред очами Господа (3 Цар. 21:25). Особенно отвратительна история, как она доставила ему виноградник Навуфея (21:1 и дал.). После смерти Ахава она жила еще 14 лет. По приказу Ииуя ее выбросили через окно дворца к воротам в стене города. Там она скончалась под ногами лошадей, и псы съели ее мертвое тело (4 Цар. 9) согласно с пророчест style='text-transform:uppercase'>вом Илии в 3 Цар. 21:23.

2) Лжепророчица в Фиатире, которая ввела в заблуждение рабов Господа, научив их любодействовать и есть идоложертвенное. Господь грозит ей и ее последователям ужасными наказаниями и увещает остальных оставаться верными Ему до Его пришествия (Отк. 2:20 и дал.).

Иезания — Яазаниягу. Иезания, сын Сафанов, стоящий во главе 70 старейшин, которых Иезекииль видел молящимся перед идолами, изображенными на стенах (Иез. 8:11), вероятно тот же Иезания, сын Азуров, которого пророк вместе с Фалтиею, сыном Ванеевым, и другими нечестивыми князьями видел в восточных воротах храма, и против которого он пророчествовал; Фалтия в это время пал мертвым (Иез. 11:1 и дал.).

Иезекиил (1 Пар. 24:16), левит во времена Соломона (1 Пар. 24:16).

Иезекииль — Ихезкиэль. Иезекииль, сын священника Вузия, которого Навуходоносор, после своего второго нашествия на Иерусалим в 599 г. до Р.Хр., отвел в плен вместе с Иоакимом. В плену Иезекииль жил при реке Ховаре. На пятом году своего плена Иезекииль, по призванию от Бога, начал пророчествовать своим пленным землякам (около 595 г. до Р.Хр.), и продолжал это делать в течение более 20 лет. Он пользовался большим почетом и влиянием между своими единоплеменниками, которые спрашивали у него совета и руководства (Иез. 1:1 и дал.; 3:15; 8:1; 14:1; 20:1; 33:31). О его личной жизни и положении мы узнаем лишь из его случайных замечаний. Так мы знаем, что он был женат (24:18) и имел свои дом (8:1), в плену лишился своей жены во время наказания Божия. Первые 8-10 лет он жил одновременно с Иеремией. Даниил также жил в это время (Иез. 14:14; 28:3), хотя большинство пророчеств Даниила относятся к более позднему времени.

Иеминий (Суд. 3:15). См. Вениамин 2.

Иераполь, город в Фригии близ Колосс и Лаодикии, в местности, богатой источниками и купальнями. Там находилась христианская община (церковь), близкая сердцу Епафраса. Развалины города находятся при теперешнем Памбук Кадеси (башня из хлопчатника), называемая так, благодаря своим белым скалам.

Иерахмеил, потомок Иуды (1 Пар. 2:9); его потомки имели свои города на южной границе колена Иуды. Давид послал им часть из добычи (1 Цар. 30: 29; сравни 27:10).

Иерах (Быт. 10:26), один из сыновей Иоктана.

Иеремия — Ермиягу. Иеремия, т. е. Бог возвышает; сын Хелкии, священника в Анафофе. Уже в юных годах Господь призвал его быть пророком. Когда Иеремия, по причине своей юности, отказывался, то Господь коснулся его уст и обещал вложить Свои слова в уста его. После этого он более 40 лет служил Господу, как верный свидетель против отпавшего колена Иудина: с 13-го года (627 г. до Р.Хр.) царя Иосии, затем во время царствования Иокима и Седекии до самого переселения жителей Иерусалима и после этого еще некоторое время (Иер. 1:1 и дал.). После смерти набожного Иосии он пережил тяжкие страдания: Иоаким оросил записанное им пророчество в огонь (Иер. 36:23) и искал умертвить его. Седекия же, выслушав его слова, заключил его в темницу (Иер. 32: 3; 37:13 и дал.), где он содержался до тех пор, пока Навуходоносор, царь Вавилонский, не освободил его (39: 11). Военачальник царя, Навузардан, предложил Иеремии последовать в Вавилон, если он хочет. Но он предпочел остаться жить в Палестине (40: 4 и дал.). Он предостерегал свой народ от переселения в Египет (42 гл.), но потом был вынужден сам идти с ними туда; но и там он не переставал свидетельствовать им о Боге (43:44). Весьма возможно, что он там и умер. Предание говорит, что он был побит камнями. Гроб его показывают в Каире,

Пророк Иеремия — замечательный образец мужественной духовной силы, которая проявляется в служении пророков. По природе чувствительный, мягкосердечный и несмелый, способный плакать, страдающий вместе со своим несчастным народом (9:1; 13: 17; 14:17), он преображается, когда свидетельствует от имени Господа и не боится никого: ни священника, ни книжника, ни пророка, ни царя; в это время он непоколебим, как медная стена (15:15 и дал.; 2:26; 27:14; 29: 21). Подлинному пророку иногда, по повелению Господа, приходится отказываться от семейных радостей (16: 2), в то время, как опасности и путы окружают его со всех сторон (11:21; 12:6; 29:25 и дал.).

Его серьезность и встревоженность отражаются также и в стиле его пророчеств, который своими повторениями и пересказываниями несколько пространен, угрюм и однообразен, что не мешает ему быть по временам захватывающим, а иногда и величественным, например, когда пророк, взирая на будущее, пророчествует о славе царства Мессии и о названии Самого Мессии: «Господь — оправдание наше» (23:5 и дал.; 33:14 и дал.).

Иеримоф, один из сыновей Давида, отец Махалафы, на которой женился Ровоам (2 Пар. 11:18).

Иерихон — Ерихо.

Иерихон (Чис. 22:1; 26:3; Втор. 34:1.), богатый и укрепленный хананейский город (И. Нав. 6:24); приблизительно в 20-ти км к северо-востоку от Иерусалима Это первый город в Хананейской земле, который был взят израильтянами По вере их пали его стены (Евр 11:30) и все живое было истреблено. Только Раав со своим домом была пощажена На того человека, который пожелал бы построить на этом месте город, было произнесено проклятие, которое несколько лет спустя исполнилось над Ахиилом (И. Нав. 6:26; 3Цар. 16:34). Когда о Иерихоне говорится «строить», то надо понимать: «укреплять» или «возводить крепость», ибо под этим именем он продолжал быть заселенным городом в колене Вениамина (И. Нав. 18:21; Срав. 16:7). Иерихон был расположен в плодоносной местности — «Иерихонской равнине» (И. Нав. 4:13), где пальмы, розы и бальзам великолепно украшали ее. Этот город называется также «городом пальм» (Втор. 34:3). Вскоре он приобрел крупное значение. Под наблюдением Илии и Елисея здесь находилась школа пророков (4 Цар. 2). Город много украшался Иродом Великим, который имел там свой дворец. В его время там была римская таможня, главным образом, из-за вывозимого из Палестины бальзама В нем Христос исцелил 2-х слепых (Мат. 20:30) и был в гостях у мытаря Закхея (Лук. 19). Старинный Иерихон теперь исчез.

Современный Иерихон расположен в полутора километрах к юго-востоку от руин древнего города В 1967-ом году в нем жило около семи тысяч человек, из них примерно 10% — христиане, остальные мусульмане

Иероваал. См. Гедеон.

Иеровоам. 1) Сын Наватов. ефремлянин, первый царь Царства Израильского. До того он был начальником общественных работ и был высоко ценим царем Соломоном. Когда пророк Ахия возвестил ему о его (будущем) возвышении, то он должен был бежать в Египет (3Цар. 11:26 и дал.) Когда по смерти своего отца сын Соломона Ровоам грубо отверг требования 10 колен, Иеровоам был выбран этими коленами царем (около 975 г. до Р.Хр.; 3Цар. 12:20) и царствовал 22 года. Он стал известен тем, что ввел Израиля в грех; для того чтобы народ, ходя на поклонение в Иерусалим, не вернулся под власть иудейского царя, он поставил два капища — одно в Дане, другое в Вефиле, где народ мог служить своему Богу в образе золотого тельца (12:26 и дал.). «Путь Иеровоама» или «грех его» поддерживался его преемниками (3Цар. 15:34; 16:2; 19 и дал.). Вместо сыновей Аарона он избрал священниками совсем незначительных людей. Ни знамения, ни предупреждения, ни преждевременная смерть Авия не могли заставить Иеровоама изменить образ жизни Иеровоам вел непрестанные войны с иудеями. После короткого царствования его сына Навата, род Иеровоама прекратился (3Цар. 12-14; 20; 2 Пар. 10-13).

2) Сын Иоасов, четвертый из рода Ииуя, израильский царь (около 825-784 г. до Р.Хр.). Он подражал греху Иеровоама. Более, чем какой-либо другой израильский царь, он расширил границы своих владений, изгнал сириян, взял Дамаск и восстановил царство Израиля на восток от Иордана, от Емафа до Мертвого моря. Несмотря на это, задолженность израильтян за это время возросла из-за увеличившейся роскоши и несправедливостей (Ам. 2:5, 6). Царство после него быстро пало, и его род вскоре прекратился (4 Цар. 14:23 и дал.). Жрец идолов Амасия жаловался на пророка Амоса за его обличительные пророчества против дома Иеровоама (Ам. 7:10 и дал ).

Иерусалим — Ерушалаим. Иерусалим, «Город Великого Царя», «радость всей земли» (Пс. 47:3; Пс. 121); святой город (Неем. 11:1,18; Мат. 4:5; 27 53), из которого слово Господне должно распространиться по всей земле (Ис. 2:3) ради Того, Который там был распят (Отк. 11:8; Лук. 24:47). О Иерусалиме мы знаем, что это был царский город евусян и назывался Иевус (Суд. 19:10 и дал.; 1 Пар. 11:4 и дал.; И. Нав. 18:28) Он называется также Салим (Пс. 75-3); может быть, и в Быт. 14: 18 говорится о нем После покорения Палестины, при разделе, он был отдан во владение колена Вениамина и находился на самой границе с коленом Иудиным (И Нав 18:16,28). Поэтому, некоторым образом, он считался городом колена Иуды (15:8). Так, напр., у И Нав 15-63 сказано, что сыны Иуды жили в Иерусалиме вместе с иевусеями, потом в Суд. 1:8, что сыновья Иуды покорили и сожгли город и в стихе 21, что сыновья Вениамина не могли выгнать иевусеев, но жили вместе с ними в Иерусалиме Благодаря расположению и хорошим укреплениям, прошло долгое время, пока израильтяне стали единовластно владеть городом. Только когда Давид взял крепость Сион (2 Цар. 5-6,9), Иерусалим оказался вполне во власти израильтян. При разделении царства после смерти Соломона он стал столицею Иудейского царства и был особенно почитаем благодаря храму и богослужению, которое там совершалось (3Цар. 12-27; Срав Пс. 77-68).

Подвергнувшись ограблениям от Сусакима, царя Египетского (3Цар 14: 26), филистимлян и арабов (2 Пар 21: 17), сирийцев (2 Пар 24-23), от израильского царя Иоаса (4 Цар. 14-13 и дал ), от Египетского царя (2 Пар 36: 3), Иерусалим, наконец, был разрушен халдеями (2 Пар. 36:7,10,17 и дал). 70 лет спустя город вторично был отстроен возвратившимися евреями; Город потом был взят Александром Македонским, после смерти которого Иерусалим был взят египетским фараоном Птолемеем. В 170 г. город был разрушен Антиохом Епифаном, который снёс городские стены и в храме поставил статую Юпитера. Под водительством Маккавеев, около 163 г. до Р.Хр., евреи снова отвоевали свою независимость. Ровно через 100 лет после этого в 63 г. до Р.Хр. город был взят римлянами под начальством Помпея. Ирод Великий тратил большие деньги на украшение города, но в 70 году по Р.Хр. все — и город, и храм — были разрушены до основания римлянами под начальством Тита. Из всех построек Иерусалима уцелели только три башни и часть западной стены. После этого евреи вскоре получили возможность возвратиться в Иерусалим и под начальством бунтовщика Баркохбы вторично захватили город в свою власть, но были окончательно разбиты после трехлетней кровавой борьбы, в которой, по рассказам, погибло 580.000 евреев. Место, занимаемое раньше храмом, было вспахано плугом в знак полного уничтожения. Город в 135 г. по Р.Хр. был превращен в римскую колонию и въезд туда евреям был воспрещен под страхом смерти. Император Адриан переменил название города, дав ему имя Элия Капитолина (Aelia Capitolma ), посвятил его языческим богам для того, чтобы по возможности осквернить его. и сделал все, что мог, чтобы истребить все следы иудейства. Во время императора Константина Великого город получил свое прежнее название, а мать его, Елена, построила церковь над гробом Христа (около 326 г. по Р.Хр.). Когда Юлиан Отступник в 363 году начал, вопреки словам Христа, строить еврейский храм, его попытка, по свидетельству современников-летописцев, была уничтожена землетрясением и пламенем, вышедшим из земли

Последующая история города вкратце такова. В 614-му году персидский царь Хозрой, умертвив 90.000 человек, истребил, насколько мог, всё что почиталось христианами. В 628 г. Хозрой был покорен Гераклием, и греки взяли Иерусалим обратно. Некоторое время спустя, а именно, с 637 г. наступило долгое и бедственное владычество магометан. После четырехмесячной осады город был захвачен калифом Омаром и подпал на долгое время под власть арабов. В 969 г. им завладели египетские фатимиды. В 1077 г. он был взят турками, а в 1099 году — крестоносцами, которые провозгласили Готфрида Бульонского королем. После него царствовал его брат Балдуин, который умер в 1118 году. Самостоятельное Иерусалимское королевство продержалось 88 лет. Благодаря предательству Раймунда, султан Саладин в 1187 г. снова покорил город. В 1242 году город был дарован итальянским князьям Салихом Измаилом, эмиром Дамаска, но в 1291 г. они совершенно потеряли его: он сделался владением египтян до 1382 года. Турецкий султан Селим в 1517 году покорил Египет, Сирию и Иерусалим; его сын Солиман выстроил или перестроил его теперешние стены в 1542 году. После этого город все время оставался под турецкой властью, за исключением периода 1831-1840 гг., когда им владел Ибрагим Паша — египтянин В 1948 году он был разделен между Израилем и Иорданией. Западная и южная части города остались в руках Израиля, восточная и северная, включая Старый город с храмовой горой перешли к Иордании В войну 1967-го года Израиль занял весь Иерусалим и объявил его объединенным городом и столицей государства. В объединенном Иерусалиме живут свыше 300 тысяч человек, из них примерно 250 тысяч — евреи, а остальные — мусульмане и христиане разных исповеданий

Иерусалим расположен в центре иудейских гор на 31 ° 47 северной широты и 35° 15 восточной долготы от Гринвича, возвышаясь на 800 м над уровнем Средиземного моря Расстояние между морем и Иерусалимом около 50 км, до Мертвого моря расстояние равно 20 км, до Иордана — почти 30 км Местность постепенно понижается к востоку, где она обрывается так называемой Иосафатовой долиной, которая орошается в период дождей разливающимся Кедронским потоком. В юго-восточном конце города Иерусалима восточная Иосафатова долина встречается с южной Енномовой долиной, которая, начинаясь еще на западной стороне города, дает ему природную границу. К северу от города простирается обширная равнина, украшенная оливковыми деревьями и смоковницами.

В середине самого города были две впадины или небольшие долимы, благодаря которым застроенная земля естественно делилась на три главные части или возвышенности. Самой высокой из этих возвышенностей была Сион на юго-западной сторонне, окруженная с юга и запада Енномовой долиною и с востока долиною Тиропеонскою, которая на юго-востоке оканчивается Кедронскою долиною, Сион, который у Иосифа Флавия называется «верхним городом», был издревле окружен стенами и глубоким рвом, и считался самым защищенным пунктом города; там были расположены крепость и царский дворец К северу от Сиона, отделенная частью долины Тиропеонской, была расположена Акра, называемая Иосифом Флавием «нижним городом». На северо-восток от Сиона расположена святая гора Мориа, которая соединялась с Сионом каменным мостом через Тиропеон; до сих пор еще существуют остатки моста. Гора Мориа вначале не была очень высокой, но впоследствии для постройки храма часть ее вершины была приподнята, а стороны выравнены; Мориа составляет только восточную часть горы, находящейся в городе; она поднимается к северу после небольшого спуска до высоты Бет-Заит (Оливковый дом). У Иосифа Флавия эта местность называется «Новый город». Вероятно, название Бет-Заит произошло потому, что раньше там росли оливковые сады. На юге гора Мориа спускается в Енномову долину. В настоящее время гора Мориа — самая низкая часть города.

На восток от Иерусалима находится Елеонская гора, отделяемая от города Кедронскою долиною. С этой горы город и окружающее пространство до самого мертвого моря представляют прекрасную картину. У подножия Елеонской горы, напротив Мориа, расположен Гефсиманский сад. Вблизи от юго-восточной части города находится незначительное селение Сильван,, немного ниже «источника Неемии», называвшееся прежде Эн-Рогель ( En - Rogel ), от этого же места простираются соединившиеся здесь долины, извиваясь между высокими горами по направлению к Мертвому морю. При конце Тиропеонской долины между холмом Офелом и Сионом находится Силоамскии источник. Горы около Иерусалима различны по своей высоте и только в трех случаях — Неби-Самуил, Эль-Рам и Те-лел-Фулил — они достигают значительной высоты. Елеонская гора возвышается только на 60 м. над самой высокой частью горы Сион. Несмотря на это, все они служат охраной, так как врагу необходимо было перейти эти горы, чтобы подойти к Иерусалиму. Далекие вершины гор Моава на горизонте для завоевателей, приходящих с востока, кажутся стеною. Размышляя о неприступности города Иерусалима, которую создают эти горы в соединении с глубокими пропастями и долинами, становятся понятными такие выражения, как: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и навек (Пс. 124:2). Так как город был высоко расположен и лежал в центре Палестины, то он был для всех живущих вокруг племен крепостью, к которой они возводили свои глаза; о путешествии в Иерусалим часто встречаем таковые выражения, как «восходить» и т.п. Срав. Пс. 120:1 «Возвожу очи мои к горам».

Такова естественная защита Иерусалима. Скажем также немного о стенах этого города. Самая первая из построенных Давидом и Соломоном стен заключала в себе горы Сион, Мориа и Офел. Глубокие, начинающиеся у подножия этих гор, долины давали возможность легко укрепить город с этой стороны. Эта южная стена во время царей простиралась вдоль обрывов этих холмов и заключала внутри себя Силоамский источник, Офел и, вероятно, части от Гионской и Кедронской долин (2 Пар. 33:14; Неем. 2:14- 3:15). Вторая стена, построенная Иофамом, Езекиею и Манассиею, перестраивалась на южной линии. Начинаясь с северо-восточной границы Сиона, она заключала внутри себя Акру, одну часть Везефа и сходилась со старою стеною на востоке. Эти стены были разрушены халдеями, но восстановлены, вероятно, по старому плану и остались таковыми во время Христа. Надо полагать, что при будущих раскопках удастся верно определить то место, где шла вторая стена — место которое более других вызывает споры, ибо это даст возможность определить действительное местоположение Голгофы.

Третья стена, начатая Иродом Агриппой 10 лет спустя после смерти Христа, простиралась еще далее на север, до самых «гробниц царей», к югу от Везефа, где она, спускаясь, встречалась со старой стеной. Пространство, занимаемое Иерусалимом, имело 10 км в окружности, тогда как теперь оно равно 5 км.

Теперешняя стена выстроена в 1542 году; она имеет от 13 до 20 м в вышину и, приблизительно, 3% км в длину. Восточная часть стены Иерусалима представляет почти прямую линию, а южная часть совпадает с местом, некогда занимавшимся храмом и называемым теперь Эль-Харам. На этом месте храма, бывшей горе Мориа, уже несколько веков стоят две магометанские мечети: роскошная восьмиугольная мечеть Омара, приблизительно, на месте старого храма, и пониже, ближе к стене, мечеть Эль-акса. В юго-восточном направлении от них стена (которая здесь имеет 25,6 м высоты) своим основанием возвышается на 50 метров над Кедроном. С этого места стена неправильной линией тянется в юго-западном направлении по горе Сиону, оставляя южную большую часть горы вне города, поворачивает в западной части Сиона к северу, по направлению к Яффским воротам, где стоит огромная башня, нижняя часть которой была построена в глубокой древности; она называется «башней Давида». У Иосифа Флавия она названа «Гиппиковой башней. Оттуда ломанной линией стена идет до северо-восточного угла и оставляет вне города большую часть Везефа. Местами стена укреплена четырехугольными башнями с площадками и бойницами для стрельбы. Из тех многих ворот (о которых мы читаем в Ветхом Завете, а также у Иосифа Флавия), жители города пользуются только четырьмя. Они называются Яффскими или Вифлеемскими на западе, Дамаскими на севере, Стефановыми на востоке и Сионскими на юге. В восточной стене около Эль-Харам находятся «Золотые ворота», давно уже заложенные камнем. Кроме этих, в городской стене находятся двое небольших ворот, которые недавно были открыты: «Ворота Ирода» на северо-востоке» и «Навозные ворота» у Стены плача на юге.

Современный Иерусалим несомненно находится на месте прежнего города. До сих пор слова псалмопевца о Иерусалиме: что это — «прекрасная возвышенность, радость всей земли» (Пс. 47:3), — остаются справедливыми. Город с Елеонской горы представляет особенно красивый вид со своими внушительными стенами, многочисленными куполами и минаретами. Но прежней славы нет...

По Евсевию ( IV 5) первая церковь в Иерусалиме в течение 100 лет управлялась епископами, которых сменилось за это время 15 человек, начиная с Иакова, брата Господня (Деян. 15: 13; Гал. 1:19). Преемниками его указываются: Симеон Иуст I, Закхей, Вениамин. Иоанн, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрес, Иосиф и Иуда.

В Библии также говорится о горнем Иерусалиме, который «мать всем нам» (Гал. 4:26), о небесном Иерусалиме, к которому верующие уже приступили в этой жизни (Евр. 12:22) и о новом Иерусалиме, нисходящем с неба на землю (Отк. 3:12; 21:2,10), в котором не существует никакого храма, а Бог со Своим Агнцем является его храмом (Отк. 21:22). Все это рисует нам царствие Божие при его начале и при его конце красками, взятыми из описания любимого евреями Иерусалима (Отк. 20:8).

Иеруша, дочь Садока, мать Иофама, царя Иудеев (4 Цар. 15:33; 2 Пар. 27:1).

Иесваал — Яшавам. Иесваал, сын Ахимана, один из трех храбрых героев у Давида, который своим копьем в один раз поразил 300 человек (1 Пар. 11:11). Срав. 2 Цар. 23:8, где сказано, что Исбосеф ахаманитянин поразил один раз своим копьем 800 человек. В 1 Цар. 27:2 читаем об Иашоваме, сына Завдиила, как об одном из военачальников Давида.

Иесвий (Ишбив), один из потомков Рефаимов, который хотел поразить Давида. Но Давида спас Авесса, который поразил филистимлянина на смерть (2 Цар. 21:16).

Иессей — Ишай.

Иессей или Иессе, сын Овида, ефрафянина из Вифлеема Иудина; у Иессея было 8 сыновей и 2 дочери. 0« во время Саула был старшейшим между мужами (1 Цар. 17:12). Младший сын его был Давид, который пас овец отца. Когда Давид от угроз и преследовавшего его Саула убежал в пещеру Аддоламскую, весь дом отца его пришел к нему. Тогда своих отца и мать Давид отвел в Моавитскую землю и поручил их защите Моавитского царя (1 Цар. 22). Св. Писание не говорит нам более подробно о родителях Давида, но имя Иессея мы встречаем несколько раз. Давид называется также «сыном Иессеевым» в Пс. 71: 20 даже с большим почтением, нежели в 1 Цар. 20:30; 2 Цар. 20:1. От этого рода Иессея, по исполнении времени, должен был произойти Тот, Кого пророк называет: «Отрасль Господня» (Ис. 11:1).

Иетур. См. «Итурея».

Иефонния, отец Халева (Чис. 13:7).

Иеффай — Ифтах.

Иеффай, галаадитянин, был судьею у израильтян в течение 6 лет (Суд. 11: 12 после сражения с аммонитянами. Перед битвой с аммонитянами он обещал, в случае победы, принести во всесожжение Господу первое, что выйдет к нему навстречу из ворот дома его (Суд. 11:30 и дал.). После победы, возвращаясь домой, он увидел свою дочь, вышедшею к нему навстречу с подругами «с тимпанами и ликами». От горя он разодрал свою одежду и отпустил дочь на 2 месяца, дабы она пошла с подругами оплакивать свое девство в горах (Суд. 11:38); после этого она возвратилась, и он совершил над нею то, что обещал Богу (Суд. 11:39). И вошло в обычай израильтян, что ежегодно дочери израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая галаадитянина четыре дня в году. Иеффай причисляется к числу мужей веры в Евр. 11:32.

Некоторые думают, что Иеффай не принес своей дочери в жертву всесожжения, но только обрек ее на постоянное девство, и что горе состояло только в том, что его род не мог через нее размножаться. Другие намекают на ясные слова текста в Суд. 11: 39. Саул однажды также обещал подобное, и, без сомнения, он умертвил бы Ионафана ради клятвы, если бы народ не запретил ему (1 Цар. 14:24, 28,48, 45). В рассказе об Иеффае ничего не говорится о том, чтобы кто-нибудь вмешался и освободил дочь его.

Иехавцеил. См. «Кавцеил».

Иехолия (Яхальягу), мать царя Азарии (4 Цар. 15:2).

Иехония — Яхания. Иехония (1 Пар. 3:16; Иер. 22:24,28; Мат. 1:11), сын Иоакима, воцарился над коленом Иуды в восемнадцатилетнем возрасте (4 Цар. 24:8), а по 2 Пар. 36:9 в восьмилетнем возрасте (еврейский текст), и после трехмесячного царствования был отведен в Вавилонский плен в 599 г. до Р.Хр.; из которого 37 лет спустя был освобожден Евилмеродахом. Евилмеродах вернул ему его прежний титул и кормил его со своего стола до его смерти (4 Цар. 25:27-30; Иер. 52:31 и дал.).

Иефер (Етер), измаильтянин, отец Амессая (3 Цар. 2:5, 32; 1 Пар. 2:17; 2 Цар. 17:25).

Избранная, избранная госпожа. См. 2-ое послание Иоанна.

Известь — евр. сид.

Известь. В Палестине, состоящий исключительно из известняковых гор, известняк часто употребляется для строений. Только в особенно роскошных постройках употребляли мрамор (1 Пар. 29:2). Из известняка делали известку (Лев. 14:41; Втор. 27:2) Кипящая известь изображает наказание гнева Божия (Ис. 33:12). В Иез. 13: 10 и дал. надежда народа, поддерживаемая пророками, уподобляется плохой стене обмазанной известью.

Измаил — Ишмаэль.

Измаил (евр. Бог слышит), сын Авраама от Агари, рожденный на 86 году жизни отца (Быт. 16:15 и дал.). Когда Агарь увидела, что она зачала, то начала презирать свою госпожу; когда же та стала притеснять ее, то Агарь убежала от нее. Ангел Господень велел ей вернуться обратно, обещая ей сильное и многочисленное потомство, сыну же велел дать имя Измаил, ибо Господь слышал ее страдание (Быт. 16:6 и дал.). На 13-ом году его жизни Бог высказал Свое обетование о нем: «12 князей родится от него; и Я произведу от него великий народ» (Быт. 17:20). В это время обрезали его крайнюю плоть (Быт. 17: 25). Когда ему было 14 лет, Сарра, увидев, что он насмехается [11] над Исааком, настояла, чтобы Авраам изгнал Измаила с его матерью. Агарь, уйдя, заблудилась в пустыне, и ее сын умирал от жажды, но Господь услышал вопль его, и показал ей колодец с водою. Отрок вырос и сделался охотником в пустыне; мать сосватала ему египтянку, которая родила 12 сыновей (Быт. 21:9 и дал.; 25:12 и дал.). Измаил был с Исааком, когда хоронили Авраама1 (25:9). 48 лет спустя он скончался 137 лет от роду (25:17). Потомки его «жили от Хавилы до Сура» (ст. 18), следовательно, в западной и северной частях полуострова Аравии, распространившись через пустыню до самого Персидского залива, представляя из себя ядро арабского народа. Северным арабским племенам подходит пророчество, которое мы находим в Быт. 16:12. «Он будет между людьми как дикий осел; руки его на всех и руки всех на него». Арабы всегда были врагами своих братьев израильтян, распространялись к востоку и западу; и по настоящее время они остались никем не покоренными, а только отдельные части их страны на короткое время находились под чужой властью. Вне Аравии арабы занимали более, чем 100 престолов (Риттер). Древние известные народы давно уже исчезли с лица земли, но потомки Измаила и Израиля все еще существуют, как памятники древних времен.

Измаильтяне упоминаются в Быт. 37:25 и дал. как кочующие купцы; в Пс. 82:6, как враги израильтян.

2) сын Нефании, еврей из рода царского, который восстал против халдейского наместника Годолии, поразил его, а также иудеев и халдеев, которые были с ним. После этого он убежал

Израиль — Исраэль.

Израиль (евр. Божий герой). 1) Имя данное Богом Иакову после его борьбы с Ангелом в Пенуеле (Быт. 32:28-30); «Возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом — и превозмог (Ос 12:4). По возвращении Иакова из Месопотамии, в Вефиле Бог вторично дал ему имя Израиль (Быт. 35:10). Сам Иаков редко называет себя этим именем (Быт. 46:1,2,5; Исх. 6:14; 32: 13, «Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих»; Ос. 12:12 и дал.; См. Быт. 33-20; 45:27,28; 48:2).

2) Гораздо чаще употребляется это слово, как общее наименование всего народа, происходящего от Иакова. Его обыкновенное название — сыны Израиля, народ Израиля или, просто, Израиль. Уже в Быт. 34:7 говорится, что Сихем сделал безчестие в Израиле (русс. Библия: «безчестие сделал он Израилю»). В Исх. 3:16 Господь повелевает: «Пойди, собери старейшин Израилевых». Дом Израилев называл хлеб, посылаемый ему Богом, «манною» (Исх. 16:31 и дал.). Также вся населенная израильтянами земля Ханаан называется «землею израильскою» (1 Цар. 13:9) и народ называется общим именем — «израильтяне» (ст. 20 сравни Мат. 2:20 и дал.).

3) После смерти Саула еврейский народ разделился: колено Иуды признало над собой царем Давида, а остальные колена признали сына Саула Иевосфея; эти одиннадцать колен присвоили себе право на название израильтян (2 Цар. 2:9 и дал.). Это название стало более подчеркиваться после смерти Соломона, когда 10 колен навсегда отпали и создали особое царство — «царство Израиля». «И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня» (3Цар. 12:19). Встречаемое название «земля Израилева» имеет, следовательно, более ограниченное значение, как отличие от Иудеи, напр.,: Иез. 27:17. Но, с другой стороны, пророк Михей включает в это выражение «дом Израилев» также и царство Иуды (Мих. 3:1,9).

4) После переселения словом «Израиль» снова называется весь народ. Ездра и Неемия говорит о Боге Израилевом, о сынах Израилевых и о 12 колен Израилевых в первоначальном значении этого слова; см., напр., Езд. 6:16 и дал. Переселенцы принесли во всесожжение Богу Израилеву 12 тельцов за весь Израиль, 96 овнов (Езд. 8:35). Срав. Неем. 7:7,61,73; 12:47. Пророки также придерживаются старого имени «Израиль». Исайя говорит Господь называет Себя Отцом Израиля (Иер. 31:9). И в Новом Завете о двух домах Израилевых (Ис. 8:14), слова Израиль и израильтяне, как названия народа Божиего, имеют более глубокое значение, чем название иудей (Иоан. 1:47). Павел хвалился тем. что он был израильтянином (2 Кор. 11:22), но иудеями ему было дано 5 раз по сорока ударов без одного (ст. 24). Срав. Рим. 9:4; 11:2; Фил. 3:5 и смысл перемены имени Иакова на Израиля в Быт. 45:27 и дал.; 48:2.

5) В духовном значении все «ходящие по следам веры Авраама» (Рим. 4:12): и евреи и язычники, — те, которые в Гал. 6:16 называются «Израилем Божиим». Срав. Рим. 9:6 не все те израильтяне, которые от Израиля» и пророчество Исайи в Рим. 9:27; Ис. 10:22.

Израильский народ — Ам-Исраэль.

Израильский народ, согласно тому, что уже сказано, есть особенное название еврейского народа, как народа Господня «взятого в удел», который Он воспитывал и кому обещал благодать. Название «Иудеи», под которым этот народ был известен язычникам, стало употребляться после переселения в Вавилон. Слово «Иудей» в Евангелии от Иоанна постоянно имеет в виду противников Иисуса Христа. Слово же израильтянин имеет другое значение. Нафанаил, который в Христе узнал «Царя Израилева», получил такую характеристику: «вот подлинно израильтянин (Иоан. 1:47 и дал.). Только в качестве народа Израилева евреи имеют дивные обетования. Бог не отверг народа Своего (Рим. 11:2; Иер. 31: 36). Отец Израиля говорит (Иер. 31: 9) своему народу: «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» и дал.: «кто рассеял Израиля, Тот и соберет его» (Иер. 31:3,10).

Изреель. 1) Город в колене Иссахара (И. Нав. 19:18), теперь незначительная деревня Зераин у северо-западной подошвы горы Гильбоа, близ восточной части большой Изреельской равнины. Здесь безбожный Ахав имел свой дворец, и здесь он отнял виноградник Навуфея, за что Господь и наказал его (3Цар. 21; 4 Цар. 9; 10:1 и дал.). За то, что Ииуй произвел здесь истребление дома Ахава и служителей Ваала, этот город назывался также «городом Ииуевым» в еврейском тексте у Ос. 1:4.

2) Изреелем пророк Осия должен был назвать того сына, которого он родил от Гомери (Ос. 1:4). Имя Изреель обозначает: «Бог рассеет» и «Бог насадит», и это имя служило для людей проповедью, в которой, с одной стороны, был высказан суд Божий над безбожным и развратным городом Изреель за пролитую им кровь и над израильским народом, который за свое участие в этом должен быть осужден в тот великий день, который у Ос. 1:11 назван «великим днем Изрееля»; с другой стороны, это имя говорило о милосердии Бога, Который, в конце концов, восстановит рассеянный народ и «посеет Изреель для Себя на землю» (Ос. 2:23). Поэтому, в Ос. 2:22 израильский народ назван словом Изреель.

Изреельская долина или Изреельская (или Ездрилонская) равнина (И. Нав. 17:16; Суд. 6:33, названная также Изреель, Ос. 1:5; 2 Цар. 2:9. Мегиддо 2 книга Паралипоменон 35:22, Мегиддон 4 книга Царств 23:29), обширная и плодоносная равнина к югу от Фавора и Назарета, между горою Кармилом на западе и горами Гелвуй и Дехи на востоке, простирающаяся до Иордана. Это самая богатая и большая равнина Палестины, 8 часов ходьбы в длину и от 4-5 в ширину. Еще с древних времен эта равнина была местом, где воюющие державы сражались из-за Палестины, со времен Барака и Сисары (Суд. 4:14) до времен Ахава (3 Цар. 20:25 и дал.) и от Иосии (4 Цар. 23:29) до времен Бонапарта. В 1799г. 25.000 турок на голову были разбиты 3.000 французами. Срав. Мегиддо. Большое значение этой равнины, как места сражений, зависело, главным образом, от того, что там пролегала большая караванная дорога между Египтом и Дамаском. Недалеко, на восток от города Изреель, дорога проходит мимо так называемого источника Голиафа, Айн Джалуд, «источник, что в Изрееле» (1 Цар. 29:1), откуда река Нахр Джалуд течет в Иордан мимо Беф-Сана ниже Изрееля (3 Цар. 4:12).

2) Город в нагорной части Иудеи (И. Нав. 15:56, откуда Давид взял себе жену Ахиноаму (1 Цар. 25:43; 27: 3).

Изумруд. См. драгоценные камни.

Изюм (евр. цимукин) (1 Цар. 25:18; 30: 12; 2 Цар. 16:1; 1 Пар. 12:40), сушенные ягоды винограда.

Иисус. 1) Евр. Иешуа, Иесуа или Иехошуа (Езд. 3:2; 4:3; 5:2; Неем. 12:26; Агг. 1:1; 2:4), слово еврейское, которое обозначает: Иегова спасает. Так назывался сын и преемник первосвященника Иоседека. Он возвратился вместе с народом из Вавилонского плена. Вместе с князем Зоровавелем Иисус старался восстановить город, храм и богослужение. Он был ярким прообразом Иисуса Христа по своему служению и, особенно, по двум пророчествам. В первом (Зах. 3), о нем говорится, что он подобен головне исторгнутой из огня, что о« защищается ангелом от сатаны и облечен в торжественную одежду; в этом же пророчестве Иисус получает обещание, если останется верным, судить дом Господень; и дается обетование, что Господь пошлет раба своего, по имени Отрасль, и изгладит грех земли в один день.

Во втором пророчестве — в Зах. 6.9 и дал. говорится, что на голову Иисуса возлагаются венцы, которые сделаны из серебра и золота, собранного у приходивших из Вавилонского плена евреев. В этом месте он является прообразом той Отрасли, которая создает храм Господень, и «придут издали и примут участие в построении храма». Срав. Хелдай и Товия.

2) Сын Навина или Нуна (Чис. 13: 9) из колена Ефрема (1 Пар 7:27) слуга Моисея (Исх. 24:13). Моисей дал ему имя Иисус вместо прежнего Осия (Чис. 13:17). Иисус был предводителем израильтян в битве с Амаликитянами при Рефидиме (Исх. 17: 8) Он был также одним из соглядатаев, которые посылались в Ханаан для осмотра земли. Только он и Халев говорили правду народу о Ханаане (Чис. 14:6 и дал.). Иисус Навин был избран Богом быть преемником Моисея, для чего и был поставлен Моисеем перед священником Елеазаром и всем израильским обществом. Моисей возложил на него руки (Чис. 27:19). Таким образом, он торжественно был призван и поставлен Богом (Втор. 31). Когда израильский народ перешел Иордан, ему было 84 года. После того он в продолжение 26 лет покорял Ханаан и делил покоренную землю. Вся его жизнь была ярким выражением высказанного им: Я и дом мой будем служить Господу» (И. Нав. 24: 15). После торжественной прощальной речи к народу и возобновления завета народа с Богом он окончил свою жизнь 110 лет и был похоронен в своем уделе в Фимнаф-Сера на горах Ефремовых (И. Нав. 24:29 и дал.).

Об И. Навине, как прообразе Величайшего Вождя Спасения, Который вводит своих в настоящий покой, смотри Евр. 2:10; 4:8 и дал.

Доказательством известности Иисуса Навина в то время является финикийская надпись около города Тингиса в Мавритании, в западной Африке. Эта надпись принадлежит финикийцам, которые бежали из Ханаана, и эта же надпись приводится в истории вандалов Прокопия ( Prokopius ): «мы те, которые убежали от разбойника Иисуса, сына Навина».

3) Вефсамитянин, на поле которого остановился ковчег, когда он был отослан обратно филистимлянами (1 Цар. 6:14).

4) Градоначальник в Иерусалиме, перед воротами которого находились высоты с жертвенниками, которые были разрушены Иосией (4 Цар. 23:8).

5) Священник во времена Давида (1 Пар. 24:11).

6) Имена некоторых лиц, возвращавшихся из Вавилона (Ездр. 2:2,40; 8:33; Неем. 3:19; 8:7).

7) Город в колене Иуды, снова отстроенный после возвращения из плена (Неем. 11:26).

8) Называемый Иуст, верующий еврей, сотрудник ап. Павла (Кол. 4:11).

Иисус Христос, Сын Бога Отца от вечности, ставший Сыном Марии, когда пришла «полнота времени». Он родился в Вифлееме, воспитывался в Назарете, распят, умер и погребен в Иерусалиме В третий день после смерти Он воскрес и в 40-ой день вознесся на небо. Его имя Иисус (евр. Иесуа или Иешуа, т.е. Иегова спасет) было возвещено Его Матери через ангела еще до Его рождения (Мат. 1:21). Современники называли Его «Иисус, Сын Иосифа, из Назарета»; Его враги написали на кресте: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Христос или евр. Мессия, т.е. Помазанник, — имя, которое присвоили Ему, как посланному Богом Первосвященнику, Пророку и Царю (Евр. 1:9). Еще в начале Он, как Слово, имел самостоятельную сущность. «Слово было у Бога, и Слово было Бог. Через Него создана вся тварь, и в Нем была жизнь (Иоан. 1:1 и дал.; Кол. 1:15 и дал.). «И Слово стало плотию и обитало с нами, и мы видели славу Его», так свидетельствует Иоанн. Подобным образом Павел короткими словами описывает чудесную историю Посланника Божия, когда говорит: «Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушен даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:6-11).

Сведения о жизни Иисуса переданы нам в 4-х Евангелиях.

Надо заметить, что год рождения Иисуса был по крайней мере на 4 года раньше начала принятого нами (Дионисианского) летосчисления, так как Ирод Великий, который дожил до рождения Иисуса, умер в 750 г. по римскому летосчислению, а первый год нашего летосчисления совпадает с 754 годом римского летосчисления. Следовательно, рождение Иисуса было раньше 750 г.; некоторые полагают, что оно могло быть в 749 г., 748 или 747 г. по римскому летосчислению В 747 и 748 годах по римскому летосчислению произошло совпадение планет Сатурна и Юпитера; многие думают, что это совпадение планет и было той звездой, которая руководила волхвами. В 30-летнем возрасте Христос начал Свое служение (Лук. 3:23). Сколько лет Он провел в нем, трудно определенно сказать. Иоанн говорит об одной Пасхе вскоре после Его выступления на общественное служение (Иоан. 2:13), о другой Пасхе — во время Его деятельности в Галилее (Иоан. 6:4) и третьей Пасхе, во время которой Он был распят (Иоан. 13:1). Это составляет два с небольшим года общественной деятельности Христа. Многие думают, что еще одна Пасха упомянута под «праздником Иудейским» в Иоан. 5:1 и таким образом исчисляют время Его общественного служения более 3-х лет.

Ийе-Аварим, т.е. холмы Аварима — первая стоянка израильтян в пустыне «против Моава, к востоку солнца» (Чис. 21:11; 33:44), т.е. те холмы, которые берут начало от Аварама, на северо-восточной границе моавитской страны.

Икония (теперь Кония), столица Ликаонии, где Павел основал церковь (Деян. 13:51; 14:1), которую он вскоре должен был оставить из-за злобного отношения к нему Иудеев (14:2 и дал.). При следующем посещении он поставил им пресвитера (14:21-23: срав. 2 Тим. 3:11).