Мессия, евр. Машиах, т.е. Помазанный — слово, соответствующее греч. слову Христос. Цари, первосвященники и, иногда, пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем, поэтому «помазать» часто обозначало «посвящать», и помазанником (Христом) назывался также посвящаемый человек. Так, напр., Кир (Ис. 45:1) называется помазанником Господа, и первосвященник (Лев. 4:3, 5,16) называется помазанником или мессией. Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Искупителя и Царя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. что он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Из множества библейских мест, в которых имеются обетования о Мессии (проходящих красною нитью через весь Ветхий Завет), мы укажем только на важнейшие. Уже в раю было обещано: «Семя жены» (Быт. 3:15). Аврааму обещается «семя», в котором благословлятся все народы земли (Быт. 12: 3; 18:18; 22:18; срав. Гал. 3:16).

Умирающий Иаков видит в Нем Примирителя и надеется на помощь Господа (Быт. 49:10,18); Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Чис. 24:17). В Втор. 18:15 и дал. говорится о пророческом служении Христа. Анна — мать Самуила — первая из тех, которые говорят о Помазаннике, хотя еще никакого царя не было в Израиле (1 Цар. 2:10). «Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего». Он должен быть царем из дома Давида (Пс. 88:36,37; 2 Цар. 23:3 и дал., а также первосвященником (Пс. 109: 4). Срав. Зах. 6:12 и дал. Вечному по Своему существу, Ему все же должно было родиться в незначительном городе (Мих. 5:2) и, хотя Он явился в мир младенцем, Ему надлежало быть крепким Богом, Отцом вечности (Ис. 9:6), Иеговой, нашим оправданием (Иер. 23:6). Срав. Мал. 3:1. См. дал. Дан. 9:24 и дал.; Ис. 42:1 и дал.; 53 гл.; 61:1 и дал.; Пс. 2:6 и дал.; Агг. 2:7. Эти места говорят о Его страдании и отвержении, о Его конечной победе и всеобщем владычестве.

В Иисусе из Назарета, Который был помазан Духом Святым без меры (Иоан. 3:34; Евр. 1:9; Деян. 4:27) — все эти пророчества получили свое завершение. Он Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название — Мессия или Христос (Мат. 16:16; 26: 63 и дал.; Map. 14:61 и дал.; Лук. 4: 17 и дал.; Иоан. 1:41; 6:69; 10:36). Срав. проповеди Петра о Христе (Деян. 2:16 и дал.; 3:12 и дал.).

Подобно Самому Христу, Его ученики помазаны (2 Кор. 1:21) помазаны от Святого (1 Иоан. 2:20, 27). Срав. дал. «Слово» и «Премудрость» относительно Мессии.

Месяцы — евр. ходашим.

Месяцы. Месяцы считались израильтянами по фазам луны и начинались с появлением нового месяца. В зависимости от этого месяцы заключали от 29 до 30 дней. По Талмуду, каждый житель Иерусалима и его окрестностей, заметивший молодой месяц, должен был сейчас же сообщать об этом Синедриону, который и объявлял начало нового месяца. В древние времена месяцы назывались числами по порядку: первый, второй и т.д. После Вавилонского плена все они получили собственные имена, хотя и до этого некоторые из них имели собственные имена.

Так первый из них назывался Авив, т. е. месяц колосьев (Исх. 13:4; Втор. 16:1), второй — Зиф, т. е. цветочный месяц (или блестящий месяц) (3 Цар. 6:1, 37), седьмой — Афаним, т. е. месяц наводнения (3 Цар. 8:2) и восьмой — Буль, т.е. дождливый месяц (3 Цар. 6:38).

После плена все месяцы получили

собственные имена, заимствованные, согласно Талмуду, от вавилонян, что видно из сравнения с вавилонскими названиями месяцев, записанных на памятниках, В Ниневии найдена таблица со всеми названиями месяцев, которые в этом отношении имеют большое значение. Порядок и название еврейских месяцев следующие:

1. Нисан (Неем. 2:1) или Авив (Исх. 13:4) «первый месяц» (Есф. 3: 7), с которым совпадала Пасха (Исх. 12:2); по-ассирийски Нисхану, приблизительно апрель.

2. Ияр или Зиф, «второй месяц» (2 Пар. 30:2); по-ассирийски — Айру, Май.

3. Сиван (Есф. 8:9), по-ассирийски — Сейвану, июнь.

4. Таммуз, ассирийск. Дувуцу, июль; получил, вероятно, свое название по имени идола Таммус; смотри «Таммус».

5. Ав, ассир Абу, — август.

6. Елул (Неем. 6:15), ассир. Улулу, — сентябрь.

7. Тишри или Етаним, с которым совпадает День Очищения и праздник Кущей; ассир. Фасриту, — октябрь.

8. Мархесван или Буль, ассир. Араах самна, т е. восьмой месяц, — ноябрь

9. Хаслев (Зах. 7:1) или Кислев (Неем. 1:1), ассир. Кисливу, — декабрь.

10. Тевет (Есф. 2:16), ассир. Тибитув, — январь.

11. Шеват (Зах. 1:7), ассир. Себату, — февраль.

12. Адар (Езд. 6:15) «двенадцатый» (Есф. 3:7), ассир. Аддару; вероятно, назван по имени идола Адара (см. «Адрамелех 2»), — март.

13. Адар батраах или Ве-Адер — високосный месяц, который прибавлялся, смотря по надобности, через два или три года; ассир. Арху маакру са Аддару, т.е. месяц после Адара.

Год израильтян, именно лунный год, равнялся почти 3541/2 дням. Для того, чтобы привести его в согласие с солнечным годом, так чтобы главные праздники, которые были связаны с уборкой хлеба и винограда, приходились на 1. 3. и 7. месяцы (Исх. 23:15 и дал.; 34:18,22) и всегда совпадали с одним и тем же временем года, было необходимо время от времени добавлять високосный месяц. По Исх. 12:2 год должен начинаться с месяца колосьев, Нисана, в котором евреи вышли из Египта.

Меунитяне. См. «Моавитяне».

Мефег-Гаамма (т.е. вожжа руки), (2 Цар. 8:1) был взят Давидом из рук филистимлян; название намекает на то, что Давид, отняв этот город, лишил филистимлян правой руки, т.е. лишил их возможности держать израильтян в своих руках.

Мехола. См. «Авель Мехола».

Мехи — евр. ноад.

Мехи (Быт. 21:14) были сделаны из кожи животного, которая специально для этого выделывалась. Шея животного служила горлышком, а все остальное зашивалось. Таким образом, мехи с содержимым можно было удобно носить на плечах (И. Нав. 9:4, 13). Эти мехи были чувствительны к жаре, от которой они ссыхались (Пс. 118:83). Только что выделанные и сшитые мехи могли выдержать молодое еще не перебродившее вино, но старые, обыкновенно, прорывались при брожении (Мат. 9:17; Лук. 5:38; Иов. 32:19). Такие мехи, выделанные из кож крупных и мелких животных, до сих пор употребляются на востоке. Там можно видеть человека с наполненным мехом за спиной, откуда он наливает лимонад или какое-нибудь другое питье жаждущим покупателям, которых ему удается привлечь своими выкрикиваниями.

Древние были знакомы с искусством выделывания фляжек или небольших сосудов из камня, глины, фарфора и алебастра. См. «алебастр» и стекло».

Меч (евр. хереф). См. «Война».

Меша. Пограничное место с Иоктанскими арабами (Быт. 10:30).

Мешальное жито. См. «семя».

Мешех. 1) Шестой сын Иафета (Быт. 10:2), а также народ, торговавший с Тиром (Иез. 27:13); упоминается у Иез. 38.2 и дал.; 39:1 вместе с другими языческими державами, которые вторгнутся в Ханаан под властью Гога, князя над Рошем, Мешехом и Фувалом. Срав. Иез. 32:26. В Пс. 119:5 слово Мешех употребляется как общее название для диких, чужих народов.

2) См. «Мас».

Мешуллемеф (Мешулемет), дочь Харуца, мать царя Аммона (4 Цар. 21:19).

Мигдал-Гад, город в низменной части Иудеи (И. Нав. 15:37), может быть, теперешнее село Медждел, недалеко к северо-востоку от Аскалона.

Мигдал-Ел. См. «Магдала».

Мигдол, башня. 1) Место в северо-восточном Египте, близ которого израильтяне расположились лагерем незадолго до перехода через Чермное море (Исх. 14:2; Чис. 33:7).

2) Город в северном Египте (Иез. 29:10; 30:6); во время Иеремии переселенцы из евреев расположились там (Иер. 44:1; 46:14). Некоторые думают, что этот Мигдол тот же, что и предыдущий.

Мигрон, одно или, может быть, два места под этим именем, расположенные недалеко от Микмаса, упоминается в 1 Цар. 14:2. К северу есть развалины под названием Макрун.

Мидийцы (евр. Мадай), народ в Мидии (Быт. 10:2). Мидия — плодородная страна к югу и юго-западу от Каспийского моря, между Арменией на севере и Персией на юге, известная своими лошадьми. Она включала страны, которые теперь называются Азербайджан, Гилан, Мазандерван и Ирак-Аджми. Северная часть называлась греками Атропатене или Малой Мидией, а южная — Большой Мидией. Первая соответствует теперешней Персидской провинции Азербайджан, к юго-западу от Каспийского моря; со всех сторон окружала высокими горами, кроме восточной, где река Кура или Кир впадает в Каспийское море. Большая Мидия в большей части соответствует теперешнему Ирак-Аджми. Главными городами были: Рагес на севере и Экбатана, по-евр. Ахмета (Езд. 6:2), теперь Гамадан — на юге. По мнению некоторых, в северной Мидии существовала еще одна Экбатана. После долгого рабства под игом Ассирии мидийцы восстали под предводительством Деекса и Фраортеса, добились независимости под предводительством Кларкареса, около 630 до Р.Хр. (срав. Ис. 13:17 и дал.; 21:2) и остались независимыми до соединения с Персией в царствование Кира. Таким путем возникла Мидо-Персидская мировая держава. Выражение закон индийский и персидский» не-редко встречается в Библии (Дан. 6: 8 и 12 и т.д.); говорится также о книге дневных записей царей Мидийских и Персидских» (Есф. 10:2). С этого времени у обоих народов заметно стремление к единообразию обычаев, богослужения и культуры. Вообще, из древних книг Зенды можно заключить, что мидийцы, персы и бактры первоначально составляли один народ с общим наречием и одной религией, именно служением Ормузду Ахура-Мазда, т.е. премудрый Господь) — высшему существу, которого они чтили в образе огня. Они чтили также звезды на небе и планеты, но, больше солнце и луну. Священнослужителями при этом богослужении были, так наз., маги (волхвы) из мидийского рода, которым доверено было культивирование и соблюдение обычаев. Из среды священнослужителей, как предполагают, до времени Кира, явился Заратустра или Зороастр, как реформатор и восстановитель старинного, но забытого служения свету; приверженцы этого культа существуют и в наше время в Персии и Индии под названием гюебры. В Библии о Мидии сперва упоминается, как о части Ассирии, куда были уведены 10 колен (4Цар. 17:6; 18:1). Последующая история связана с историей Персии. Обе страны были покорены Александром Македонским (330 г. до Р.Хр.), и в следующем столетии подпали под власть Парфян, своих восточных соседей, вместе с которыми они упоминаются в Деян. 2:9

Милит, известный, богатый приморский город на западном берегу Малой Азии, недалеко к югу от истока реки Меандра. В древние времена этот город был столицей старинной Иконии. Персы разрушили его, но он отстроился вновь: Александр Великий нанес ему смертельный удар, а турки окончательно его уничтожили. Во время своего последнего путешествия в Иерусалим Павел имел здесь трогательное прощальное свидание с пресвитерами Ефесской церкви (Деян. 20:15 и дал.). Из 2 Тим. 4:20 можно предположить, что Павел еще раз посетил Милит. См. «Трофим».

Милка, жена Нахора (Быт. 11:29).

Милло. 1) Одно из укреплений Иерусалима, которое было еще более укреплено Давидом, Соломоном и Езекией (2Цар 5:9; 2 Пар. 32:5; 3 Цар. 9:15). В так называемом доме Милло убили Иоаса (4 Цар. 12:20).

2) Укрепленное место в Сихеме (Суд. 9:20).

Милхом. См. «Молох».

Мина. См «Деньги», «Весы»

Миндальное дерево — евр. шкедия.

Миндальное дерево. Родина этого дерева — западная Азия, и его можно встретить по всем берегам Средиземного моря. Оно цветет, когда ветви еще голы, очень рано — в январе, плод же вызревает в марте. Миндальные орехи упоминаются уже в повествовании об Иосифе (Быт. 43:11). Когда другие деревья еще находятся в сонном состоянии, миндальное дерево распускает свои красивые цветы. В 188! году миндальные деревья в Бейруте цвели около 20 января, а неделю спустя сады были, как будто, покрыты снегом от осыпавшихся с деревьев цветов Иаков клал миндальные прутья в водопойные корыта (Быт. 30:37). Из этого же дерева был сделан жезл Аарона (Чис. 17:8). Вероятно, по причине своего раннего цветения это дерево получило свое название по-еврейски «шакед», т.е. бодрствующий. См. Иер. 1:11,12. У Еккл. 12:5 цвет миндального дерева уподоблен, как символ старости (белый цвет — цвет седин).

Мнниф (Минит), место в земле Аммона, где Иеффай поразил аммонитян (Суд. 11:33), оттуда вывозили пшеницу на рынок в Тир. (Иез. 27-17).

Минийцы (Иер. 51:27) — армянский народ, названный у Иосифа Флавия мины, на ассирийских надписях — маннеи; жил, вероятно, вблизи озера Вана.

Мира, город в Ликии, из которого Павел уехал в Рим (Деян. 27:5).

Мирт — евр. адас. Мирт растет по всему побережью Средиземного моря и достигает иногда 20 футов высоты, образуя часто маленькие рощи (Зах. 1:8). Листья отличаются глянцевитой зеленью, цветы иногда красноватые, ягоды — червоно-синие пряные на вкусе; все растение приятно благоухает. Оно служило украшением на празднике Кущей (Лев. 23:40; срав. Неем 8:15) Из этих мест видно, что мирт рос на высотах вокруг Иерусалима Он растет на Ливане вместе с лавром, посреди сосен. Слава Нового Иерусалима сравнивается с красотою миртового дерева (Ис. 41: 19; 55:13; Зах. 1:9 и дал.).

Мисаил — Мишеэль

1) Один из двоюродных братьев Аарона (Исх. 6:22); он вместе с Елцафаном должен был похоронить сыновей Аарона (Лев. 104).

2) Тот же, что Мисах. См. «Анания».

Масах тот же, что и Мисаил См. «Анания».

Мисрефор-Маим, место, о котором упоминается вместе с Синодом и Ливаном (И. Нав. 11:8; 13:6). Некоторые предполагают, что это теперешние источники Аин-Мешерфе на берегу близ мыса Тирская Лестница, или Рош а-никра, по средине пути между Аккою и Тиром; другие же указывают на Сарепту (Сурафенд), между Тиром и Сидоном.

Мисия, провинция в северо-западной части Малой Азии, к северу от Лидии (Деян. 16:7,8).

Митилина, главный город на острове Лесбосе, у северо-западного берега Малой Азии: он был богат, роскошен и известен своей литературой; развалины его находятся около теперешней столицы Кастро (Деян. 20:14).

Миха, живший во время судей, украл 1.100 сиклей серебра у своей матери и возвратил их обратно С ее согласия он построил в своем доме святилище с истуканом и ефодом и сделал своего сына священником, затем, найдя левита, поставил его для отправления богослужения (Суд. 17). Однажды к нему пришло множество людей из колена Данова и взяли священника с вещами святилища, которого и привели в Дан (Суд. 18).

Михаил Архангел, который спорил с диаволом о Моисеевом теле (Иуд. 9 ст.) — один из первых князей (Дан. 10:13,21) — князь великий, стоящий за еврейский народ (12:1) и сражающийся со своими войсками против дракона (Отк. 12:7). См. «Архангел».

Михаиль, отец Сефура, одного из 12 соглядатаев (Чис. 13:14).

Михей — Миха.

Михей. 1) Сын Иемвлая, верный и бесстрашный пророк, который противостал 400 лжепророкам и предсказал Ахаву исход похода его и Иосафата против Сирии. Ему пришлось претерпеть издевательство от дерзкого Седекии. Ахаз посадил его в темницу, где и кормил его скудно хлебом и водою (3Цар. 22:8 и дал.; 2 Пар. 18:7 и дал.).

2) Михей морасфитянин, пророк Господа, действовавший во время Иоафама, Ахава и Езекии, царей Иудейских; следовательно, он был современником Исайи. Одно из его пророчеств

приводилось более ста лет спустя в защиту Иеремии (Мих. 3:12; Иер. 26: 18 и дал.).

3) Один из князей, которые помогали Иосафату в восстановлении истинного богопочитания (2 Пар. 17:7).

4) Сын Гемарии, молодой князь при дворе Иоакима, пересказавший князьям царя все слова Иеремии, которые он слышал, когда Варух читал свиток вслух народа (Иер. 36:11 и дал.).

Михмас, место в колене Вениаминовом, в 10 км к северу от Иерусалима, близ Гивы. Теперь там находится деревня под названием Михмас. Там находился склад запасов Сеннахирима при его нападении на Иерусалим (Ис. 10:28; Ср. 1 Цар. 13:23; 14:4 и дал.; Неем. 7: 31; 11:31). Срав. «Гива».

Мицпа (евр. сторожевая вышка) — памятник, который был поставлен Иаковом и Лаваном (Быт. 31:49); вероятно, то же место, что и «Массифа 1».

Мицраим, второй сын Хама (Быт. 10:6); праотец египтян.

Мицфа. 1) Город в низменной части владений колена Иудина (И. Нав. 15:38). 2) (Также Массифа) — город в колене Вениаминовом, место собрания всех колеи во времена судей (И. Нав. 18:26, Суд. 20:1,3; 21:1). Здесь Самуил приносил Богу жертвы и судил, а Саул был избран царем (1 Цар. 7:5 и дал.; 10:17). Аса укрепил этот город (3Цар. 15:22; Иер. 41:9). В нем жил правитель Иудеи во времена Навуходоносора (Иер. 40:6; Неем. 3:7; 4 Цар. 25:23). Эта Мицфа Самуилова представляет теперь деревню «Неби Самуил» на значительной высоте, приблизительно, в 5 км к северо-востоку от Иерусалима, — самой высокой горе в его окрестностях (914 метров над уровнем моря). Предание считает это место родиной Самуила, а также местом его жительства и погребения. В одной из магометанских мечетей показывают его могилу.

Мишал, город левитов в колене Асира (И. Нав. 19:26; 21:30).

Мишпат то же, что Кадес (Быт. 14:7), — название источника, города и пустыни, окружающей его (Пс. 28:8), при южной границе обетованной земли; по Чис. 20:16; она находилась при границе Эдома. Через Кадес израильтяне проходили два раза. При первом посещении, вскоре после остановки при Синае, они послали оттуда 12 соглядатаев в Ханаан (И. Нав. 14: 7). Здесь же народ сначала отказался войти в землю обетованную и, после осуждения Божьего на скитание в пустыне, решил самонадеянно вступить в Ханаан без разрешения Божьего (Втор. 1:19 и дал.; 44). При последнем посещении Израилем этого места, 38 лет спустя, здесь умерла Мариамь, и народ поднял ропот из-за воды, которая чудесно появилась в изобилии. Здесь впали в грех неверия Аарон и Моисей, и отсюда же Моисей безрезультатно просил о проходе через Едом (Чис. 20:1 и дал.). Некоторые думают, что Кадес был местом главной стоянки во время путешествия по пустыне, так что часть народа постоянно оставалась там, в то время как Моисей со скинией переходили в другие лагерные места. Срав. Втор. 1: 46; Чис. 14:33.

Мшипат. См. «Кадес».

Мнасон киприянин, давний ученик, в доме которого в Иерусалиме жил Павел (Деян. 21:16).

Моавитяне (Суд. 10:12) или меунитяне (2 Пар. 26-7) — арабское племя, от руки которого Господь многократно спасал Израиля; их родиной был город Маон (теперь Маан) в каменистой Аравии, к востоку от Петры к моавитянам, вероятно, также должно причислить и аммонитян, упоминаемых до 2 Пар. 20:1.

Моав. один из двух style='text-transform:uppercase'> сыновей Лота.

Хотя Моав осудил себя быть пустынею навеки (Соф. 2:9), «но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь «Доселе суд на Моава» (Мер 48-47).

Могила — евр кевер. Могила (гроб). Евреи заботливо оберегали все, относящееся к выражению горя по умершим. См. «Похороны».

Могилами у них служили или простые ямы, выкопанные в земле (Быт. 35:8; 1 Цар 31:13), или пещеры, которых так много в Палестине (Быт. 23:17). Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами, которые соединялись коридорами. Могилы охотнее всего делали под тенистыми деревьями и в садах, вне городов (Лук. 7:12; Иоан. 11:30). Только цари и пророки погребались в городах (3Цар. 2 10; 16:6; 1 Цар. 25: 1; 28:3, Деян. 2.29). Богатые, обыкновенно имели фамильные могилы (Быт. 23:20; Суд. 8-32). Из развалин могил близ города Петры можно судить, что богатые люди, как, напр. Севна (Ис. 22:16) — любили высекать себе могилы высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов (3Цар. 1322; 2 Пар. 28:27). Об общих кладбищах говорится в 4 Цар. 23 6; Иер. 26:23 (евр. «могилы сыновей народа»). Могилы, высеченные в скалах, заваливались большими камнями (Мат. 27:60; 28:2; Иоан. 11:38). Над могилами иногда ставили памятники, сделанные из камней или высеченные из скалы (Быт. 35:20; Иов. 21.32); такой памятник Авессалом построил для себя еще при жизни (2 Цар 18:18), хотя его похоронили потом в яме, набросав над ним груду камней «Памятник Авессалома» предание указывает в долине Кедрона Он частью высечен из скалы, частью построен из камней в виде четыреугольной пирамиды с небольшим уклоном около 15 метров в вышину. В Кедронской долине земля усыпана старыми надмогильными камнями и памятниками. Склон горы Мориа на восточной стороне от стены храма весь покрыт такими могильными памятниками с еврейскими и арабскими надписями. Всюду путешественник встречает там могильные пещеры, которые иногда служат убежищем для стад отец моавитян (Быт 19:37), которые жили на восток от Мертвого моря, к югу от Арнона. Они изгнали емимов, многочисленный и рослый народ (Втор. 2:10 и дал.), и распространили временно свою власть к северу до Иавока, так что земля напротив Иерихона называлась землею Моава (Чис. 22: 1; Втор. 1:5; 29:1; И. Нав. 13:32); затем аморреи опять оттеснили их обратно за Арнон (Чис. 21:13,26; Суд. 11:13 и дал.); Моисей отнял владения у аморреев и определил их колену Рувимову (Чис. 32). Моавитский народ во главе со своим царем Валаком строил опасный для израильтян план (Чис. 22-24); хотя они избегли меча израильтян (Втор. 2:83), но все-таки над ними был произнесен тяжкий приговор (23:3 и дал.). Это были грубые язычники, поклонники Хамоса и Ваал-Фегора, которых они чтили безнравственным богослужением (Чис. 25:1-5; 3 Цар. 11:7; Ос 9:10); поэтому они называются «Народом Хамоса» (Чис. 21:29). Они воевали с израильтянами во дни Еглона (Суд. 3:12 и дал., Давида (2 Цар. 8:2, 12), Иорама и Иосафата (4 Цар. 3:13,20 и дал.). После покорения израильтян Навуходоносором моавитяне также воевали с израильтянами (4 Цар. 24:2; Срав. Иез. 25:8 и дал.). Из Ис. 15-16 можно полагать, что они снова приобрели свои прежние владения к северу от Арнона. Страна их, бывшая раньше богатой и плодовитой, в настоящее время является дикой пустыней, которая своими развалинами храмов, могил, каменных стен и пр. подтверждает истину пророчеств (Чис. 24.17; Иер. 48:9; Ам. 21:1 и дал.). В наше время нашли в пределах Моава громадные каменные памятники, называемые археологами — дольменами, т.е. древними каменными могилами, а также истуканы и доисторические надмогильные холмы из камней. Некоторые из овец или для бедуинов, подобно тому, как в древние времена бедняки находили приют в таких пещерах (Лук 8 27) Суеверные идолопоклонники совершали в них свои таинственные волхвования (Ис 65 4) Букоторф в виде примера приводит следующие надписи на еврейских памятниках — «Этот камень я поставил в память уважаемого покойного Елиакима да даст ему Бог покой в Едеме между другими святыми земли Аминь Аминь Села» Памятник одной девушки имеет такую надпись — «Этот памятник я поставил над святейшей чистейшей, добродетельной и нравственной Ревеккой, дочерью святого раввина левита Самуила, о которой все хорошо отзывались Умерла она 8 декабря 135 г Да покоится ее душа в Едемском саду»

После зимних дождей могилы белились мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле (Чис 19 16), и потому Господь Иисус уподобляет фарисеев окрашенным т е наружно красивым гробам, внутри наполненных костями мертвых и всякой нечистотою (Мат 23 27 и дал ) Срав Лук 11 44, где фарисей, из-за своего лицемерия, которое затуманивает глаза людей, уподобляется незаметным для глаза могилам Охрана и украшение гробниц пророков впоследствии стали вытекать из лицемерия Суеверное и наружное поклонение могилам и праху, на которое Иисус указывал и которое обличал в Своих современниках ставя этих строителей памятников на одну доску с их отцами, убившими пророков, и до сих пор можно встретить во всей своей неприглядности Местам где как считают, умер и погребен Иисус поклоняются и воздают почести тысячи людей которые в то же время презирают Закон Божий До сего времени охраняют могилу Давида на горе Сионе и гроб Авраама в Хевроне с величайшей заботливостью, тогда как многие Божеские и человеческие законы безнаказанно попираются

Могилами царей называются прекрасные надмогильные постройки недалеко к северу от Иерусалима, где в твердой скале высечено большое четыреугольное углубление, по сторонам которой помещаются высокие и богато украшенные склепы. Вероятно, это дело царицы Елены из Адиабены, которая во времена Иисуса вместе со своим сыном перешла в еврейство Она умерла в Иерусалиме, построив для себя могильный памятник Языческие писатели воспевали этот памятник

Могилу Христа показывают в одной из многих часовен, находящихся внутри храма ев Гроба Господня в Иерусалиме Внутри этой небольшой мраморной часовни показывают настоящую скалу с могильной пещерой, камень отваленный ангелом от гроба и прочее См «Голгофа»

Могила Давида (3 Цар 210) на горе Сионе существовала еще во времена апостолов (Деян 2 29) Магометане утверждают, что она сохранилась и до сего дня В предместье Неби Дауд (пророк Давид), недалеко к югу от Иерусалима на Сионской горе находится старая христианская церковная постройка где на втором этаже показывают зал в котором будто бы происходила Вечеря Господня так называемый Ценакулюм («горница»), в том же доме на первом этаже стоит гробница покрытая покрывалами, это изображение настоящей могилы Давида, которая, по их словам, находится в склепе под землею, и которую они не разрешают осматривать

Модад См «Радад»

Можжевеловый куст. См «Дроковый куст»

Можжевельник. См «Дроковый куст»

Мозер, одно из лагерных мест, может быть, то же, что и Мосероф (Чис 33 30) откуда Аарон взошел на гору Ор для того, чтобы там умереть (Втор 10:6; Срав Чис 20:28)

Моисей, великий пророк и законодатель израильтян, родившийся в Египте, приблизительно в 1570 году до Р Хр Его родителями были Амрам, сын Каафа, внук Левия, и Иохаведа, тетка и жена Амрама (Исх б 20) Он был братом Мариами и Аарона (Чис 26 59) на три года моложе последнего (Исх 7 7) Его история разделяется на три резко разграниченных периода, каждый по сорока лет, а именно время воспитания его в Египте, время пастушеской жизни и, наконец, странствования по пустыне (Деян 7 23, 30, 36) Первый период начинается с его детства когда мать, не смея далее скрывать красивого трехмесячного ребенка положила его в корзину, которую поставила посреди тростников у берега Нила (Исх 2 1 и дал ) Там он был найден дочерью фараона, которая взяла ею, усыновила и нарекла имя Моисей (евр Моше), ибо она сказала Я из воды вынула его», это имя происходит от евр « Машах», т е вынимать (Пс. 17 17) или из египетских слов МО (вода) и УШЕ (спасен), следовательно, спасенный из воды Благодаря догадливости сестры, Моисей был вскормлен своей матерью, затем он воспитывался при дворе фараона, где и научился всей мудрости египетской и стал могущественным в словах и делах (Деян 7 22)

Второй период начинается с бегства в Мадиам, которое было следствием национальной ревности (убийство египтянина) и навлечения на себя вражды за свою попытку примирить двух евреев (Исх. 2:11 и дал.). Убежав от мщения фараона в Мадиамскую землю, он в течение 40 лет вел образ жизни кочевника. Помощь, оказанная дочерям священника Иофара, открыла ему доступ в его дом: он женился на его дочери Сепфоре; от Сепфоры у него родились два сына, из которых один назван Гирсам, а другой Елиезер (Исх. 18:3 и дал.). Моисей, пася овец у Иофора, познакомился со всеми опасностями пастушеской жизни (Исх. 2:15 и дал.). В одиночестве пустыни, также как и раньше через изучение мудрости египетской, Бог приготовил из него вождя, которым он стал для своего народа в течение третьего периода своей жизни, начавшегося с того дня, когда Бог призвал его из пламенеющего куста на горе Хориве идти и вывести еврейский народ из Египта (Исх. 3 гл.).

Этот последний период завершается его восхождением на вершину горы Фасги, с которой он увидел великолепные Ханаанские горы и затем умер... К этому последнему периоду принадлежит все то, что мы знаем о его выступлении перед фараоном и его чудесах перед ним (Исх. 5 и дал.), о первой пасхальной вечере, переходе через Чермное море (гл. 12-14), принятие закона (19:1 и дал.), установлении богослужения и пр. (Исх. 25 и дал.). «Он верен во всем дому Моем», так Сам Бог свидетельствует о нем (Чис. 12:7) и апостол говорит: «И Моисей верен во всем доме Его, как служитель для засвидетельствования того, что надлежало возвестить» (Евр. 3:2,5). Ибо Бог говорил ему устами к устам, явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видел (Чис. 12:8). «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил, кто с другом своим» (Исх. 33:11). Несмотря на это, ему все-таки не позволено было вступить в землю Ханаанскую за его грех у Меривы (Чис. 20:8 и дал.; Втор. 1: 37; 3:26). После того, как он привел Израиля к границам обетованной земли, ему лишь с вершины Фасги уда-лось посмотреть на великолепие Ханаана, чтобы затем умереть в земле Моавитской по слову Господню. «И погребен на долине в земле Моавитской против Беффегора, и никто не знает места погребения его, даже до сего дня» (Втор. 34). Ему было 120 лет, когда он умер, но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась (Втор. 34:7). Архангел Михаил должен был состязаться с диаволом, споря о Моисеевом теле (Иуд. 9): оно не стало добычей тления. Прославленный Моисей явился на горе Преображения и беседовал с Мессией (Лук. 9:30).

Установления и законы Моисеевы обнаруживают во всем дух свободы, чистоты, изощренного ума, справедливости и кротости, которые мы напрасно бы искали во всей языческой древности. И, главное, они проникнуты любовью к Богу, уважением и послушанием, которые ставятся выше всего прочего. Ими (законами) создавался и развивался характер евреев, так что они из кочующего пастушеского племени стали земледельческим, оседлым народом. Установления Моисея, благодаря Библии и еврейскому народу, оказали свое влияние на весь мир, и, часто, люди, проходившие мимо их буквы, все-таки принимали их дух.

Евреи всегда чтили Моисея, как самого выдающегося в их истории человека и как создателя всех установлений правосудия и религии. Многочисленные места как в Ветхом, так и в Новом Заветах свидетельствуют, насколько имя его жило в памяти еврейского народа. (Ср. Псалмы: 102:7; 104:26; 105:23; Ис. 63:12; Иер. 15:1; Дан. 9:11; Мат. 8:4; Лук. 24:27; Иоан. 1:17; 5:45; 9:28; Деян. 7:20,37; Евр. 3; 11:23 и дал.). Во всех своих благих начинаниях и поступках он являлся только орудием в руке Всевышнего. Склонный по природе к гневу и нетерпению, его характер, путем Божественного воспитания, стал настолько смиренным, что он называется «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Это свидетельство подтверждается также всем тем, что рассказывают Моисеевы книги о его согрешениях. Многие стороны его жизни замечательно прообразуют Христа в различных отношениях: как Спасителя, Господина и Начальника Своего Народа, носящего его в Своем сердце, ходатайствующего за него (Исх. 32:32; Чис. 11:2; 12:13), помогающего, учащего и питающего его до самого вступления в страну Обетованную. Все Моисеевы установления указывали на Христа. На святой горе, спустя тысячелетия после его смерти, Моисею дано было вместе с Илией почтить Того Пророка, о Котором он предсказал (Втор. 18:18 и дал.): он увидел (чего так желал) «ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан» (Втор. 3: 25), беседовал с Иисусом о самом замечательном предмете: об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лук. 9:31). Побуждающей силой во внутренней и внешней жизни Моисея (Евр. 11:24 и дал.) была та вера, которая взирала на Невидимого, и соделала то, что он скорей согласился страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение; та вера, которая и теперь привязывает душу ко Христу (Иоан. 5:46), почему и песнь победителей в Отк. 15:3 называется «песнью Моисея, раба Божия, и песнью Агнца». На этого замечательного мужа нам следует смотреть не только как на посредника, законодателя и народного вождя, но и как на пророка, как на человека, проникающего в будущее, поэта и талантливого писателя, ибо во всех этих отношениях он являлся выдающимся человеком. В качестве пророка он говорил о будущем колен Израилевых (Втор. 33), о служении Христа, о служении в храме и о правлении царя (Втор. 17:18); как поэта мы узнаем из таких мест, как, напр., песнь, воспетая Моисеем и израильтянами в хвалу Господа после перехода через Чермное море (Исх. 14:31; 15: 1 и дал.); из воинской песни об Амалике (17:16) и в речи против игрищ вокруг золотого тельца (32:18) Он или его ближайшие последователи должны были быть авторами воинских песен, записанных в книге браней Господних» (Чис. 21:14 и дал.; 27 и дал.), и песни «наполняйся колодезь» (21:17 и дал.). Вспомним, наконец, о дивных местах песни Моисея о величии и падении Израиля (Втор. 32:1 и дал.) и о благословении, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых перед своей смертью (Втор. 33). Моисею приписывается также Пс. 89, «Молитва Моисея, человека Божия». Как писателя, мы знаем его по его книгам. Пять книг Моисеевых, которые часто называются одним именем «Пятикнижие», первоначально составляли одно целое, как «закон Моисеев» (Езд. 7:6), книга Моисеева (Езд. 6:18; Неем. 13: 1) или книга закона Моисеева (Неем. 8:1). Евреями она еще теперь называется Тора (закон) или Торат Моше (закон Моисеев). Деление этого сочинения на пять частей является, вероятно, делом греческих переводчиков, так как названия различных книг — не еврейские, а греческие: по-еврейски они обозначаются начальными словами каждой книги. Относительно автора «Пятикнижия» заметим, что, хотя мы на достаточном основании верим, что все главное написано Моисеем по повелению Божию (Исх. 17:14; 24:4,7; 34:27; Чис. 33:2; Втор. 31:24), но это не препятствует предполагать, что Моисей отчасти мог пользоваться древнейшими источниками, что местами незначительные пояснения или замечания были добавлены позже и, наконец, что окончание пятой книги Моисея (о смерти Моисея) было сделано другим автором. (Срав. слова Иисуса в еван. Иоан. 5:46). Основанием для предположения, что книги Моисея написаны несколькими авторами, считают Езд. 9:11, где приводится место из Втор. 7:2 и дал. с такими словами: «которые заповеди дал Ты через рабов Твоих пророков». Рукописи Пятикнижия представляют целый свиток, который не разделен на книги, а на большие и меньшие части, называемые «паршиот» и «седарим». Эти «паршиот» разделены так, что вся книга Моисеева (т.е. все 5 книг) в течение года прочитывались в синагогах один раз вместе с соответствующими отрывками из пророков, т.н. хафта-рот (См. «Библия»). Содержание также представляет одно целое. Таким образом все Пятикнижие не является сборником отрывков, случайно связанных между собой, но имеет следы планомерности и порядка. См. «Закон Моисея .

Молада, город в Иудее, отданный впоследствии колену Симеонову (И. Нав. 15:26; 19:2; 1 Пет. 4:28; Неем. 11:26). Его развалины и колодцы найдены при Тель-Мильх, в 2 милях на восток от Вирсавии.

Молитва — евр. тефил.

Молитва. Определен, приказания молиться в законе нет. Необходимость молитвы вытекает из естественной потребности человеческой души, жаждущей общения с Богом и style='text-transform:uppercase'>его милости. Молитва есть главное в жертвах и жертва имеет свое значение как воплощенная молитва (Срав. Пс. 140:2). Что молитва была соединена с жертвоприношением, мы видим также из Лук. 1:10, где к месту жертвоприношения, т.е. в храм, приходили для того, чтобы молиться (Лук. 18:10; Деян. 3:1), обращаясь при этом лицом к Святому Святых (Пс. 5:8; 137:2). Если молящийся находился далеко от храма, то во время молитвы он обращался лицом в сторону храма, подобно Даниилу, открывавшему свое окно к Иерусалиму и молившемуся в этом направлении (3 Цар. 8:46 и дал.; Дан. 6:10). Молитва, как видно, совершалась трижды в день (Пс. 54:18; Дан.б: 10); временем молитвы были вечер или «девятый час», — время вечернего жертвоприношения (Деян. 10:3; Дан. 9:21), утро или «третий час» (Деян. 2:15) и полдень «шестой час» (Деян. 10:9). Молитва перед едой или благодарение за пищу до ее вкушения упоминается в некоторых местах (Мат. 15:36; Деян. 27:35). Народ не хотел есть до благословения Самуилом жертвы (1 Цар. 9:13). Молились чаще всего стоя (1 Цар. 1:26; Map. 11:25; Лук. 18:11), иногда с поднятыми вверх руками (3 Цар. 8:22). В торжественных случаях или в большой печали преклоняли колени (3 Цар. 8:54; Пс. 94:6) и даже простирались на земле (И. Нав. 7:6; Неем. 8:6). В Ветхом

Завете мы не встречаем образцов молитв за исключением тех выражений, о которых говорится в Втор. 26 при приношениях всяких начатков земли и десятой части своего имущества, также троекратного благословения (Чис. 6:24 и дал.) и молитва Моисея, когда ковчег поднимался в путь или останавливался (Чис. 10:35, 36; Срав. Пс. 67:2). Самые замечательные молитвы записанные в Ветхом Завете: молитва Соломона при освящении храма (3Цар. 8), молитва левитов в великий день поста после плена (Неем. 9) и молитва Даниила (Дан. 9). Из Лук. 11:1 видно, что знаменитые учителя давали своим ученикам образцы молитв. Когда ученики просили Господа, чтобы Он научил их молиться, то Он дал им молитву, известную нам под именем «молитвы Господней» или «Отче наш» (Лук. 11:2 и дал.; Мат. 6: 9 и дал.); Христос, проводивший целые ночи в молитве к Отцу и имевший более других дух молитвы, в Своей «Первосвященнической молитве» (Иоан. 17) показал Себя, как молитвенника за нас, а Своей молитвой в Гефсимании до сих пор побуждает нас к усиленной молитве в минуты упадка духа. Молитва учеников во имя Иисуса постоянно имеет доступ к сердцу Отца (Иоан. 14:13 и дал.; 15:16). Мы имеем много примеров молитв апостолов во имя Иисуса (См. Ефес. 3:14 и дал.; Филип. 1:3 и дал.; Кол. 1:9 и дал.; Евр. 13:20 и дал.; 1 Пет. 5:10 и дал.; Иуд. 24 и дал.). Побуждение к молитве см. Ефес. 6:18; 1 Фес. 5:17; 1 Тим. 2:8; Мат. 6:5 и дал.; 1 Иоан. 5: 15; 5:10 и дал.; Пс. 33:7; Лук. 18:1; 21:36).

Молитва Господня. См. «Отче наш».

Молоко — евр. халад. Молоко коров, овец, коз и верблюдов было самым обыкновенным пищевым продуктом израильтян и вообще на востоке (Быт. 32:15; Втор. 32:14; Прит. 27:27). Теперешние бедуины подолгу питаются одним только молоком. Молоко, вино и мед являлись признаком благосостояния и благословения (Быт. 49:12; Чис. 16:13; И. Нав. 5:6; Ис. 55:1). Молоко сохраняли в бурдюках (Суд. 4:19) и употребляли его в жидком или в сушенном виде, или как простоквашу (срав. «масло», «сыр»). Молоко является символом чистой, легко усвояемой и неподдельной истины (1 Пет. 2:2). В Евр. 5:12 и дал. 1 Кор. 3:2 им обозначены начатки христианского учения.

Молотьба. Гумна у евреев в Палестине были выровненные, твердо утрамбованные площадки, обыкновенно сделанные на возвышенных местах для того, чтобы мякина, благодаря ветру, и легко отлетала. Напр., гумно Орны на горе Мория (2 Цар. 24:16; срав. Суд. 6:37; Ос. 13:3; Иер. 4:11 и дал.). Молотьбу производили следующим образом: волов заставляли ходить по снопам, положенным на гумне, и они топтали их до тех пор, пока зерно не отделялось от соломы (Ос. 10:11, или ездили по снопам в молотильных санях — (По-евр. «мораг»; 2 Пар. 24:22; 1 Пар. 21:23); эти сани состояли из досок с вделанными в них острыми камнями и т. п., или же отделяли зерно маленькими молоточками с острыми колесами (по евр. «araлa«) (Ис. 28:27; срав. Ам. 1:3; Ис. 41:15). Вол, который молотил, должно быть, имел возможность есть во время работы (Втор. 25:4). Небольшое количество или более легкие злаки молотились палками (Руф. 2:17; Суд. 6:11; Ис. 28:27), точно так же как и теперь на Востоке. За молотьбой следовала очистка зерна (веяние) для того, чтобы отделить мякину от зерна (Пс. 1: 4), после чего хлеб перевозился в житницы (Лук. 12:18); солома же и мякина сжигались (Мат. 3:12).

В иносказательных оборотах речи в Библии иногда встречаются выражения, взятые из процесса молотьбы на гумне для того, чтобы нарисовать картину совершенного уничтожения (4 Цар. 13:7; Прит. 20:26; Ис. 41:2; Ам. 1:3). Может быть, здесь имеются в виду военные колесницы, снабженные косами (ножами) и т.п.; (см. 2 Цар. 12:31). В Ис. 41:15 Израиль уподобляется новому зубчатому молотилу, которое будет молотить и растирать горы и превращать в мякину холмы. Молох (Деян. 7:43); в 3 Цар. 11:5 также назван Милхомом и у Иер. 49:1 — Малхомом — отвратительный идол огня, которому преимущественно поклонялись аммонитяне, как своему высшему божеству или царю, отчего и произошло его имя, соответствующее Ваалу, финикийскому богу солнца. (См. Иер. 32:35). Закон строго воспрещает приношение детей ему в жертву (Лев. 18:21; срав. 20:2; Втор. 12:31) Несмотря на это, народ Божий все-таки совершал ему служение во время странствования по пустыне и после поселения в Ханаане (Ам. 5: 26; 3 Цар. 11:5, 7) «проводили своих детей через огонь Молоху» (4 Цар. 23: 10). Царь Ахаз проводил сыновей своих через огонь идолам (2 Пар. 28:3; проводились через огонь Молоху таким образом: истукан с большой бычачьей головой и человеческими протянутыми руками нагревался изнутри до каления, а затем в его руки бросали маленьких детей, крик которых заглушался шумной музыкой. Некоторые толкователи Библии предполагают, что детей сначала убивали, а затем уже приносили в жертву Молоху (Иез. 16:21; 23:39; Ис. 57:5; Пс. 105:37). См. «долина Енномова». «Скиния Мелехова» (Ам. 5:26; Деян. *:43) была, вероятно, ящиком или шатром, в котором носили во время торжественных шествий изображение Молох.

Моль, по-евр. «грызущее насекомое», была очень опасна для одежды народов востока. Это слово часто встречается, символизируя истребление и тленность (Иов. 13:28; Ис. 50:9; Ос. 5:12; Мат. 6:19; Иак. 5:2).

Монета (евр. матбеа). См. «Деньги».

Море — евр. ям.

Евреи называли «морем» не только океан (Быт. 1:10; Втор. 30:13), но также и заливы, озера, реки и т.д. (И. Нав. 24:6; Ис. 19:5; Иер. 51:36; Иоан. 21:1).

«Великое море» (Исх. 34:6), «западное море» (Втор. 11:24; Иоил. 2: 20) или «море филистимское» (Исх. 23:31) — различные названия у евреев Средиземного моря.

Море. 1) Дуб или дубрава близ Сихема (Втор. 11:30), где Авраам поставил свои шатер в земле Ханаанской (Быт. 12:6).

2) Холм у равнины Изреель (Суд. 7:1), может быть, теперешний Малый Ермон, гора (Дахи) к югу от Назарета.

Морешеф-Геф — Морешет-Гат. Морешеф-Геф, город в юго-западной части владений колена Иудина (Мих. 1:14), может быть, то же место, что и Мерасфит — родина пророка Михея (Мих. 1:1; Иер. 26:18).

Мория. 1) Местность, в которую Авраам был послан Господом для принесения своего сына Исаака в жертву на горе, указанной Богом (Быт. 22:2). Многие предполагают, что эта страна была окрестностью Иерусалима, а гора была той самой горой, что и

2) Мория, на которой Соломон построил храм Господень (2 Пар. 3:1). Давид приносил здесь жертву на гумне, которое принадлежало Орне Иевусеянину (2 Цар. 24:16 и дал.; Срав. 1 Пар. 22:1). См. «Иерусалим».

Мосероф. См. «Мозер».

Моф или Мемфис (Ос. 9:6; Иер. 46:14). См. «Ноф».

Мрак — евр. хошех.

Мрак. В некоторых местах Ветхого Завета сказано о Боге, что Он покрылся мраком или живет во мраке (2 Цар. 22:10 и 12; Пс. 17:10 и 12; Исх. 2б: 21; 3Цар. 8:12), т.е. что Он не постигаем человеком. В то же время говорится, что Он одевается светом (Пс. 103:2), и что Он есть свет (1 Иоан. 1:5); Иисус называет Себя Светом мира (Иоан. 8:12). Мрак — символ ада — царства мертвых (Иов. 10:21, 22) и вообще жизни без Бога (Иоан. 1:5; 3:19; Ис. 8:22; 9:2). Так мы читаем о делах тьмы (Еф. 5:11), о мраке вне Царства Небесного (Мат. 8:12). Удивителен был египетский мрак, в течение трех дней окутывавший только египтян, тогда как у израильтян было светло в жилищах (Исх. 10:21 Ц дал.). Также удивителен был мрак, В течение трех часов стоявший над всею-землею при смерти Иисуса (Мат. 27; 45), он напоминал о словах Господа, сказанных через Амоса (8:9), «Я (Господь Бог) произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня».

Мрамор (Отк. 18:12), род известкового камня, известного своею прочностью и хорошо поддающегося полировке. С древних времен его употребляли на постройках и на выделку сосудов. Он упоминается среди материалов, употребленных Соломоном на постройку храма (1 Пар. 29:2). Колонны из белого мрамора и мозаичные полы из зеленого, белого, желтого и черного мрамора украшали дворец Артаксеркса (Есф. 1:6,7).

Мститель за кровь. По закону (Быт. 9: б) человеческая жизнь была священна и, потому, если кто убивал человека, т.е. проливал его кровь, — сам должен был отдать свою кровь в возмездие. Право потребовать жизнь убийцы у некоторых древних народов считалось не только принадлежностью родственников умершего, — но даже их священным долгом. Это право мести одобрялось также и в Израиле, но, чтобы им не злоупотребляли, оно было ограничено правилами. Мститель за кровь (евр. гоель) действовал во имя Бога, Который взыскивал за невинную кровь (Пс. 9:13), и он должен был, без милосердия, т.е. ни на что не обращая внимания, убить преступника (Чис. 35:19). Не позволялось мстить за кровь кому-либо из родственников убийцы, но только ему самому (Втор. 24:16; 4 Цар. 14:6). Для того, кто нечаянно убивал кого-либо, были отведены города, в которые могли скрываться такие убийцы.

Мудрецы (Дан. 2:27). См. «Звезды».

Мужеложство (евр. маасе сдом) (Быт. 19:5) воспрещалось законом (Лев. 18: 22; 20:13), но все же такие люди жили даже в Иерусалиме (3 Цар. 14:24); блудники (4 Цар. 23:7), как и в соседних странах (Иов. 36:14). Срав. Рим. 1:27; 1 Кор. 6:9, 10: 1 Тим. 1:10).

Муж Божий. См. «Пророк .

Музыка. Музыкальные инструменты, изобретение которых приписывается Иувалу (Быт. 4:21), упоминаются с древнейших времен вместе с танцами и пением; ими пользовались в торжественных случаях (Быт. 31:27; Исх. 15:20; 32:6,18; 3 Цар. 1:40 и дал.; 1 Цар. 18:6); при разгульных пиршествах (Ис. 5:12; 24:8; Ам. 6:5) и в царских дворцах (2 Цар. 19:35; Еккл. 2:8). С другой стороны музыка и пение выражали и горе при печальных событиях (Иер. 9:17; 2 Пар. 35:25; Мат. 9:23). Возбуждающее и успокаивающее влияние музыки было известно придворным тоскующего Саула (1 Цар. 16:16, 23). Во время игры на гуслях Илия принял дух пророчества (4 Цар. 3:15). В школах для пророков, видимо, упражнялись в музыке (1 Цар. 10:5). В установленном законом богослужении музыка также занимает выдающееся место. Уже при Чермном море женщины восхваляли Господа с тимпанами, ликованием и пением (Исх. 15:20 и дал.). Моисей дал определенные предписания, чтобы священники при приношении всесожжении и мирных жертв трубили в серебряные трубы (Чис. 10:2 и дал.). Царь Давид, который обладал поэтическим и музыкальным талантом, установил, чтобы пение и музыка в святилище исполнялись левитами (1 Пар. 16:4 и дал.; 25), при освящении храма Соломонова музыкальная часть богослужения была более величественна, чем когда-либо (2 Пар. 5:12 и дал.). По 1 Пар. 23:5 Давид, поставил не менее 4000 левитов для того, чтобы они воспевали Господа на музыкальных орудиях. После прекращения теократического образа правления и гибели Соломонова храма музыкальное искусство пришло в упадок, так что при богослужении после Вавилонского плена от него осталось только слабое подобие прошлого (Езд. 3:10 и дал.; Неем. 12:27 и дал.). Для 70 толкователей Ветхого Завета музыкальные выражения надписей над псалмами были уже непонятными. Во время восстановления «дева Израилева» будет «украшаться тимпанами... и выходить в хороводе веселящихся» (Иер. 31:4).

Мы не много знаем о музыкальных инструментах евреев; некоторые из них, вероятно, принесены праотцами из Халдеи (Быт. 4:21; 31:27); с другими же израильтяне, наверное, познакомились в Египте. Из изображений на ассирийских и египетских памятниках мы можем получить некоторое представление о формах музыкальных инструментов того времени.

Упоминаемые в Библии музыкальные инструменты можно разделить на три рода, а именно: духовые, струнные и ударные инструменты.

1. Духовые инструменты. Второй из упоминаемых в Библии музыкальных инструментов называется по-еврейски «угав» (Быт. 4:21), что в русской Библии переведено словом «свирель» (Иов. 21:12; 30:31; Пс. 150:4). Мнения о значении слова «угав» различны. Одни предполагают, что оно означает волынку, которая теперь еще нередка в Египте и Аравии и которая в Италии называется «самбонья», это название весьма напоминает название одного из музыкальных инструментов в Даниила (3:5), халдейского «симфония». Другие предполагают, что «югаб» представляет пастушескую свирель. Этот инструмент состоит из нескольких трубочек различной длины и высоты тона, соединенных друг с другом в один ряд; он очень распространен среди пастухов на востоке. Третьи же предполагают, что это инструмент по-халдейски назван «маш-рокита» (Дан. 3:5), а по-русски — труба. Другой духовой инструмент, называемый «халил» (1 Цар. 10:5), по-русски — свирель (3Цар. 1:40; Ис. 5:12; 30:29; Иер. 48:36), представлял, вероятно, флейту из тростника, дерева или рога. На ней играли и в горе и в радости (Мат. 9:23; 11:17). также при религиозных торжествах (Срав. 1 Цар. 10:5; Ис. 5:12). Слово «нехилот» в Пс. 5:1, вероятно, также обозначает флейту (по-русски духовой инструмент). Египетские памятники показывают нам одинарные и двойные флейты и свирели.

Инструмент, который называется «хацоцра» — труба, употреблялся исключительно для священных целей. Моисею было приказано от Бога сделать священникам две серебряные трубы и употреблять их для собирания народа, для сигналов на войне, при провозглашении праздников и при приношении жертвы всесожжения и мирных жертв (Чис. 10:2 и дал.; Срав. «хацоцра» 1 Пар. 13:8; 2 Пар. 20:28; Пс. 97:6). Во 2 Пар. 5:12 говорится о 120 священниках, которые трубили такими трубами в храме Соломоновом.

Почти для тех же целей употреблялся инструмент, называемый «шо-фаром» (евр.); по-русски трубный звук весьма сильный (Исх. 19:16). Иоав затрубил трубою для того, чтобы собрать войско (2 Цар. 2:28). Праздник нового года проходил при трубных звуках (Пс. 80:4). Срав. далее Иов. 39:24 и дал.; Лев. 25:9; Ис. 18:3; 27:13; 58:1; Мер. 4:5,19; Мер. 6:1, 17).

Разница между «хацоцра» и «шо-фаром» — неизвестна. Предполагают, что разница между ними состоит в том, что первый представляет прямую, длинную трубу, какая изображена на триумфальной арке Tита, последний же формой напоминает рог. Рог упоминается как особое музыкальное орудие в Дан. 3:5 (русск. перев. — труба). В И. Нав. 6:5 юбилейная труба (евр. керен) — тот же инструмент, который в 4 стихе называется «шо-фар». Если сравнить эти стихи с Чис. 10:10, то выходит, что «хацоцра», «шо-фар» и «керен» могут служить названиями одного и того же инструмента. В Пс. же 97:6 два первые различаются: труба и рог.

2. Струнные инструменты. Из них нам следует отметить особенно два, а именно: «киннор» и «небель». Киннор no-русс, «гусли» — первый музыкальный инструмент, упоминаемый в Библии (Быт. 4:21). Лаван умел играть наних (31:27). Они употреблялись в торжественных случаях, как, напр., при возвращении ковчега (1 Пар. 16: 5), при богослужении в доме Господнем (1 Пар. 25:3); при триумфальных шествиях (2 Пар. 20:28) и т.д. Странствующие певцы, как видно, пользовались «киннором» (в русск. переводе — цитрою) (Ис. 23:16). Игрою на «кинноре», по-русск. «гуслях» — Давид служил Саулу (1 Цар. 16:22 и 23). Племные евреи в Вавилоне повесили свои «кинноры» (русск. «арфы) на вербах при реках (Пс. 136:2). О размерах и виде «киннора» трудно сказать что-либо определенное. Думают, что он более походил на гитару или лиру, чем на настоящую арфу, так как иногда играли на «кинноре на ходу (2Цар 6:5; Срав. 1 Цар. 10:5). По 1 Цар. 16:23; 18:10; 19:9 Давид играл на «кинноре» рукою, без всякого приспособления и без косточки. Иосиф Флавий все-таки говорит, что в его время играли на «кинноре» косточкой. Возможно, что название «киннор» обозначает различные виды этого инструмента, от арфы до лиры. Египетские памятники показывают нам арфы очень разнообразных видов. Самая обыкновенная форма арфы представляет дугу, соединенную с резонатором и натянутыми струнами, числом от трех до двенадцати. Крупный инструмент такого рода ставился играющим на землю; небольшие носят на груди или на плече. Кроме того, на памятниках встречаются изображения арфы более простого вида, состоящие из двух или трех сбитых планок, между которыми натянуты струны. Такие небольшие треугольные арфы встречаются также на ассирийских памятниках. Лира отличается от арфы тем, что резонатор помещается внизу и от него поднимаются две изогнутые дуги, соединенные наверху перекладиною; между этой перекладиной и резонатором натянуты струны. На лирах играли пальцами, носили же их по причине их легкости обыкновенно в руках.

Самым обыкновенным струнным инструментом был «небель», по-русски — псалтирь. Обыкновенно, на псалтири играли при пении священных «песней хваления» (3 Цар. 10:12; 1 Пар. 15:16; 16:5; 25:1; 2 Пар. 5:12; 29: 25), на народных торжествах, а также и на веселых пирах (2 Пар. 20:28; Ис. 5:12), где, играя на псалтири (рус. Библия «гусли), думали, что владели музыкальным орудием так же, как Давид (Ам. 6:5). Часто псалтирь и гусли упоминаются вместе (Пс. 70: 22; 150:3). Давид говорит: «Воспрянь, псалтирь и гусли (небель и киннор), я встану рано. Буду славить Тебя, Господи (Пс. 107:3). Форма псалтири точно неизвестна. Предполагают, что она напоминала арфу или гитару и т.д. Псалтирь сравнивают также, благодаря халдейскому названию «псантрин» (Дан. 3:5), с арабским инструментом — «синтир» и предполагают, что «небель» (псалтирь) был одинаковое часто встречаемым теперь у жителей Палестины, так называемым «кануном». Этот «канун» представляет четыреугольный продолговатый деревянный ящик с натянутыми на нем металлическими струнами, на которых играют пальцами. «Синтир» почти такого же вида, только играют на нем косточкой. Вероятно, особенный род «небеля» упоминается в Пс. 32:2; 143: 9 — «небельасор», десятиструнный небель; в Пс. же 91:4 делается различие между «асор» и «небель». Августин объясняет разницу между «киннор» и «небель». По его мнению, первый, который он называет цитхара — имеет звуковой ящик (деку) внизу, последний же (псалтериум) наверху.

И киннор и небель делались из дорогого прочного дерева, как, напр., кипариса или сандалового дерева (2 Цар. 6:5; 3Цар. 10:12; 2 Пар. 9:11). Кроме упомянутых инструментов у Дан. 3:5 встречается «китрос» — особый род «киннора», и «сабка», напоминающая латинское слово самбука, треугольный высокого тона инструмент, похожий на арфу, с несколькими струнами. Римляне упоминают о нем, как о восточном увеселительном инструменте. На этом же месте у Дан. 3:5 упоминается «псантрин». Думают, что это род гуслей: маленький ящик с декой и множеством струн, по которым ударяют двумя молоточками.

3. Ударные инструменты, назначение которых было производить шум и отбивать такт, были различны. На первом месте надо поставить так называемый «тоф», по-русски «тимпан», кольцо из дерева или металла, обтянутое только кожею, а по краям обвешенное металлическими побрякушками. Этот инструмент, в который ударяли рукою, женщины любили больше всех других (Исх. 15:20; Суд. 11:34; 1 Цар. 18:6; Пс. 67:26) при танцах и пении. О нем упоминается и в торжественных случаях и при веселых пирушках (2 Цар. 6:5; Ис. 5:12). Тимпан считался также украшением (Иер. 31:4). Подобные инструменты и теперь имеются у арабов под названием «дуф». Другой вид его, также древнего происхождения, называющийся «дарбакке», имеет форму кувшина, с длинным горлышком, нижняя половина которого срезана и заменена натянутой кожей, по которой барабанят рукою {арабский барабан).

Общеупотребительные и любимые с древнейших времен на востоке кимвалы (евр. «целцлим») (2 Цар. 6:5; Пс. 150:5) и «мецильтами» (1 Пар. 13:8; 15:16, 19,23; 16:5; 25:1 и 6; 2 Пар. 5:12 и дал.; Ёзд. 3:10; Неем. 12: 27) представляют выпуклые металлические пластинки в виде тарелок, которыми ударяют друг о друга, причем они издают дребезжащий звук. Они употреблялись музыкантами при пиршествах, а также во время богослужения В Пс. 150:4 и дал. общество призывается восхвалять Господа не только с тимпанами и ликами, но также и на «звучных кимвалах и на кимвалах громогласных». Разница между «звучными» и «громогласными» кимвалами, как думают, та, что «звучными» обозначены кастаньеты, которые укрепляются одна на большом, а другая на указательном пальцах руки и ударяются друг о друга, а громогласными» — вышеупомянутые кимвалы, которыми ударяли, держа их в обоих руках. (Срав. 1 Кор. 13:1). Древние памятники показывают нам танцовщиц с тамбуринами. В Египте танцовщицы и теперь еще пляшут с маленькими кастаньетами. Кимвалы, принадлежавшие храму, по Иосифу Флавию, были большого размера.

Далее, в 1 Цар. 18:6 упоминается «шалиш», на котором играли женщины, выходившие навстречу Саулу с «торжественными тимпанами». Вероятно, этот инструмент представлял металлический согнутый треугольником прут, издающий при ударе высокий звук. В 2 Цар. 6:5, когда несли ковчег, играли на «менанеим», вероятно, особого рода инструментах, которые назывались «систрами» и представляли треугольный металлический прут, увешанный кольцами, которые при встряхивании издавали звенящий звук, подобно маленьким колокольчикам.

Наконец, что касается высоты музыкального искусства у евреев и характера их мелодий, то не много можно извлечь из имеющихся туманных и скудных сведений. Из 1 Пар. 15:19 и дал. и из заглавий некоторых псалмов видно, что евреи имели различные напевы, но гармония в нашем понятии, была им неизвестна. Следов нотных знаков не найдено. Различные напевы обозначаются выражениями «ал-ала-мот» (1 Пар. 15:20), т.е. по «девичьи» (по-русски, тонким голосом) и «ал-хашминит» в 21 ст., т.е. «октавой» (по-русски на цитрах, а в Пс. 6:1 на восьмиструнном). Предполагают, что «аламот» означает женский голос — сопрано, а «шими-нит» низкую октаву. Слово «аламот» встречается также в Пс. 45:1; в Пс. 7:1 встречается слово «шиггаион», обозначающее (как предполагают) «плачевная песнь» или «песнь в высоком тоне». То же слово стоит у Аввакума 3:1 — «шигионот», т. е. в высоком тоне (по-русски «для пения»). Другим признаком мелодии (мотива) — является выражение в Пс. 9:1 «аль мут лаббен» (русск. перев. «по смерти Лабена»). Предполагают, что эти слова, обозначающие «смерть сыну», показывают, что этот псалом поется по мотиву другой песни, которая начиналась этими словами. Подобные же указания мелодий известных песен находятся, как думают, в заглавиях Пс. 21 «при появлении зари», Пс. 59 «шу-шан-эдут», т.е. «лилия свидетельства», Пс. 44:1 «шошан», т.е. «лилия», Пс. 79:1 «шошаним-эдут», т.е. «лилии свидетельства», Пс. 55 «о голубице безмолствующей в удалении» Пс. 56, 57, 58, 74 «Не погуби». Выражение «Начальнику хора», которое встречается во многих заглавиях псалмов (Пс. 4 и др.), вероятно, обозначает, что помеченный таким образом псалом предназначался для пения при богослужении. То же слово (менацеах) употребляется во 2 Пар. 2:2, о надзирателях над каменотесами Соломона.

Наконец, музыкальный термин неизвестного значения представляет слово «села», которое встречается более 70 раз в псалмах, а также ч песни Аввакума (3:3,9,13 по-евр.). Предполагают, что оно означает «вверх» или «выше» и указывает на громкое интермеццо на музыкальных орудиях, пока пение смолкает. Это мление подтверждается тем, что слово «села» встречается в таких местах, где предыдущее предложение имеет важное значение или глубокое содержание. В Пс. 9:17 (евр.) перед «села» стоит слово «хиггаион», которое, вероятно, отмечает тихое интермеццо. Срав. употребление слова в Пс. 91:4 (евр.) хиггаион на кинноре (по-русски «песня на гуслях»).

Мул — евр. перед.

Мул — помесь осла и лошади. Это крепкое и выносливое животное употреблялось с древних времен для перевозки тяжестей (4 Цар. 5:17; 1 Пар. 12: 40), а также для езды верхом (3 Цар. 1:33; 2 Цар. 18:9). В 2 Цар. 13:29 мы читаем, что все сыновья царя сели каждый на своего мула и убежали. Вследствие того, что всякое смешение различных пород животных было воспрещено евреям, надо полагать, что мулы пригонялись из-за границы. Мы читаем, что царю Соломону дарили мулов (3 Цар. 10:25), и жители Тира доставили себе мулов из Фогармы Иез. 27:14). В книге Есфирь 8:10 и 14 упоминаются мулы, которые употреблялись гонцами; вероятно, это были лошади низкорослой породы. Относительно ослов в Быт. 36:24, — см. «Ана».

Муравьи — евр. немалот.

Муравьи. В Прит. 6:6 и дал.; 30:24 они выставляются, как пример прилежания и умения использовать жизнь при всех обстоятельствах. Они особенно заботятся о своем потомстве, мудро распределяют свои работы и соблюдают удивительный порядок в своем общежитии.

Муха — евр. эвув. Муха (Еккл. 10:1; Ис. 7:18). По всей вероятности, общее название насекомых, которые по закону были нечисты (Лев. 11:42). На востоке эти насекомые особенно назойливы и укусы их мучительны.

Упоминаемые Исайей мухи (збув) при устье Египетской реки сравнивали с эфиопской мухой, известной под именем цимб, которая чуть-чуть длиннее и толще пчелы. Она является настоящим бичем страны, когда жужжащими роями летит над полями и пугает пасущийся скот, который, мотая головами, бегает, пока не издыхает от голода и изнурения. Подобные насекомые (может быть, слепни), были четвертою египетской казнью (Исх. 8:21 и дал.; Пс. 77:45; 104:31).

Мытарь. У римлян богатые и почетные мужи, обыкновенно римского дворянского сословия, за известную плату на точно определенное количество лет, получали у римского правительства право на собирание податей в какой-либо римской провинции. Эти откупщики на таможенных заставах ставили своих чиновников (Мат. 9:9; Map . 2:14), которые и взымали с населения пошлины для откупщиков. Эти подчиненные чиновники и называются в Новом Завете — мытарями; они были или римлянами, или уроженцами данной страны. Их положение и деятельность делали их людьми подозрительными и, поэтому, они упоминаются вместе с грешниками, блудницами и язычниками (Мат. 9:11; 21:32). По Талмуду, еврей, поступивший на эту службу, считался отлученным от общества израильского (Ср. Мат. 18: lang=EN-US v 17). Иисус ел вместе с мытарями и грешниками (Лук. 15:1 и дал.) и приобрел последователей также и из них, напр., Закхей (Лук. 19:2 и дал.); один из них даже стал Его апостолом (Мат. 9:9; 1А:3).

Мышь. См. «Крот».

Мясо — евр. басар. Мясо не упоминается в пище, предназначенной для первых людей (Быт 1 29) После потопа оно было разрешено для пищи, но с известным ограничением (Быт. 9:2 и дал.). Впоследствии израильтяне получили много наставлении в этом отношении, направленных к ограничению чрезмерного потребления его с целью отучения израильского народа от языческих обычаев Более всего ели баранину, как и теперь в Сирии (1 Цар 25:18, 2 Цар. 12:4; Срав Ис. 53:7; Ам 6:4) Ели также и другое мясо, особенно зажиточные люди. К столу Соломона отпускалось ежедневно, не считая 90 коров (См «мера») муки, 10 откормленных и 20 обычных волов, 100 овец, кроме оленей, серн, сайгаков и откормленных птиц (3 Цар. 4:23 К столу Неемии ежедневно приготовляли более чем на 150 человек, 1 быка, 6 овец, много птицы и вина (Неем 5.17 и 18). Принесенное в жертву идолам мясо было воспрещено есть (Исх 34:15). Ревнители чистоты по закону совершенно воздерживались от мяса для того, чтобы случайно не съесть принесенного в жертву идолам или изготовленного языческим способом (Дан. 1:8 и дал ) В первой христианской общине относительно этого держались различного мнения: некоторые ели все без разбора, другие избегали есть мясо, а питались овощами (Рим 14:1 и дал; 1 Кор. 8; 10.23 и дал). Срав. «Идоложертвенное».

Мята, известное садовое растение, упоминаемое Христом вместе с другими растениями, с которых фарисеи давали десятину (Мат. 23:23).