Сава (Ис. 60:6). См. «Шева 3».

Саваоф — Цваот.

Саваоф, т. е. войска (множественное число от «цава»), слово, которое употребляется для обозначения войск, например, в Исх. 6:26; Чис. 31:53 (евр.) Этим словом именуются, во-первых, «небесное воинство» — планеты и ангелы (Втор. 4:19; 17:3; Дан. 8:10; 3Цар. 22:19; 2 Пар. 18:18; срав. Ис. 24:21), где, может быть, имеются ввиду великие духовные силы «воинство, выстроенное на высоте», в противоположность «царям земным на земле». Господь небесного мира и мира духов часто называется Иегова Саваоф (Адонай Цваот), т. е. Господь воинств (1 Цар. 1:3; 17:45; Пс. 58:6; Ис. 18:7; Иер. 15:16; Ос. 12:5; Иак. 5:4), и особенно у пророка Захарии.

Савей — Шева.

Савей, сын Бахри, вениамитянин, который после смерти Авессалома поднял восстание против Давида и поплатился головой (2 Цар. 20).

Савейские пути (Иов. 6:19). См. «Шева 3».

Савея, Сава и Савейцы. См. «Сева».

Савл из Тарса (Деян. 9:4,17). См. «Павел».

Савта и Савтеха — третий и пятый сыновья Хуша (Быт. 10:7); племена в Аравии и Персии.

Савтеха. См. «Савта».

Савхея (Шух), родина Виллада (Иов. 2:11).

Саддукеи. Партия в Иудее во времена Иисуса Христа (Мат. 3:7; 16:1,6,11, 12; 22:23; Map. 12:18; Лук. 20:27; Деян. 4:1; 5:17; 23:6-8); в противоположность фарисеям, они, по словам Иосифа Флавия, отвергали предание старцев и придерживались только закона Моисеева. Они особенно подчеркивали свободную волю человека. Время возникновения этого учения, по Иосифу Флавию, относится к 145 г. до Р.Хр Из Нового Завета видно, что саддукеи отвергали воскресение мертвых, существование ангелов и духов (Мат. 22; Лук. 12; Лук. 20; Деян. 23). Мнение, что будто бы они признавали из всего Ветхого Завета только 5 книг Моисеевых, ничем не подтверждается. Правда, они твердо стояли на основании откровения (Св. Писания), в противоположность фарисеям, придерживавшихся также человеческих установлений, но, вероятно, из чувства оппозиции, отвергали часть того, чему учило Св. Писание В отношении к язычникам они были более терпимы, чем фарисеи и более склонны к уступкам властям. Они имели своих сторонников, главным образом, среди высших классов общества, тогда как фарисеи больше влияли на низшие слои населения. Саддукеи в особенности опирались на своих единомышленников в первосвященническом роде, так что, по Деян. 5:17, сторонники первосвященника были заодно с партией саддукеев. Следовательно, не без основания их называли чем-то вроде аристократии среди священников. Так как первосвященнический сан со времени Соломона перешел к роду священника Садока — того Садока, который остался верным Давиду и Соломону (См. «Садок») — то в имени Садок нашли естественное объяснение названия саддукеи, т.е. сторонники рода Садока или первосвященнического рода. Менее удачна попытка объяснить происхождение этого слова от одного раввина Садока или от слова «цадик», т.е. праведный.

Сад Уззы, место, где были погребены Манассия и Аммон, близ дворца Манассии (4Цар. 21:18-26).

Садок, один из предков Иисуса (Мат. 1:14).

Садок — Цадок.

Садок, т. е. праведный. 1) Первосвященник во время Давида (2 Цар. 8:17; 20:25), сын Ахитува, из линии Елеазара. Когда Давид бежал от Авессалома, он хотел сопровождать его с ковчегом завета, но Давид понудил его возвратиться в Иерусалим, откуда он поддерживал связь с царем (2 Цар. 15:24 и дал.). Когда Авиафар помигал Адонии, Садок стоял на стороне Соломона (3 Цар. 1:7 и дал.); который и поставил его единственным первосвященником (3Цар. 2:35; 1 Пар. 29:22). Благодаря этому, первосвященническое служение перешло от рода Ифамара к роду Елеазара (3Цар. 2:27; 1 Пар. 6:4 и дал.; ст. 50 и дал.; 24:3,6,31); хотя Авиафар, по-видимому, носил тот же титул (3 Цар. 4:4).

Род Садока процветал затем долгое время (2 Пар. 31:10). Из потомков его самым знаменитым был Ездра ((Езд. 7:1 и дал.). «Сыны Садока» упоминаются как священники в новом храме, который описывает Иезекииль (Иез. 40:46; 44:15; 48:11).

2) Отец Иеруши, матери царя Иоафама (4 Цар. 15:33; 2 Пар. 27:1).

3,4) В Неем. 3:4,29 говорится о двух человеках с именем Садок, которые строили стены Иерусалима.

5) Один из тех, которые подписали завет с Богом (Неем. 10:21).

6) Законник, верный человек, на которого была возложена обязанность раздавать питание братьям-левитам (Неем. 13:13).

Сады с плодовыми деревьями (Лев. 19: 23), как-то: гранатовыми, фисташковыми, масличными деревьями и виноградными лозами (Песн. П. 6:11); огороды с ароматными травами: нардом, шафраном, миррой и алоэ (Песн. П. 4:13 и дал.), овощные сады с полезными для хозяйства овощами (3Цар. 21:2), упоминаются часто в Писании как символ благословения и покоя (Иер. 29:5; Ам. 9:14; Лук. 13: 19). Конечно, насаждать сады было удобно у какого-либо источника; за неимением такового приходилось выкапывать водоемы или проводить водопроводы. Валаам уподобляет Израиля садам при реке (Чис. 24:6), и благословение праведника изображается в Ис. 58:11 в виде сада, напоенного водой; в противоположность этому, сад без воды является символом бедствия и смерти (Ис. 1:30). ,

Под тенью деревьев наслаждались отдыхом и уединением (3Цар. 4:25; Иоан. 1:48; 18:1); в садах находились также семейные могилы (4 Цар. 21: 18, 28; Иоан. 19:41); в тени садов идолопоклонники совершали свои мерзости (3Цар. 14:23; 4 Цар. 16:4; Ис. 1:29; 65-3; 66:17; Иер. 2:20; 3:6). Когда созревали плоды, то надзор за садами поручался особым сторожам, которые ставили там свои шалаши (Пс. 1:8; Иер. 4:17; Иов. 27: 18).

Богатые люди и цари разбивали роскошные сады и парки, занимавшие большие площади. Екклезиаст или проповедник рассказывает, что он «устроил сады и рощи, и насадил в них великие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощ, произращающих деревья» (Еккл. 2:5,6). Таков был, вероятно, царский сад близ Силоама, недалеко от Иерусалима (4 Цар. 25:4; Иер. 39:4; Неем. 3:15) и сад при дворце в Сузах (Есф. 7:7 и дал.)

Садом называется первое место жительства человека в Едеме (Быт. 2:8). От этого Божьего сада взяты иносказания в Иез. 28:13; 31:4 и дал.; конечная слава изображается также как жизнь в раю (Отк. 2:7; 22:1 и дал.).

Сала (Шелах), отец Евера (Быт. 10:24; Лук. 3:35).

Саламнн, греческий портовый город на восточном берегу острова Кипра, в котором благовествовали Павел и Варнава (Деян. 13:5). Во время Константина Великого он был разрушен землетрясением, но потом снова был отстроен и получил название Констанции.

Салафиил — Шалтиэль. Салафиил, отец Зоровавеля из царского рода Давида (Езд. 3:2; 5:2; Агг. 1:1). По Мат. 1:12 и 1 Пар. 3:17 он, был сыном Иехонии, следовательно, потомком Давида по линии Соломона, но по Лук. 3:27 он был сыном Нирия, т.е. потомком Давида по линии Нафана (31 ст.); к этому надо добавить, что в 1 Цар. 3:19, Зоровавель называется сыном Федаии, брата Салафиила. Эту разницу объясняют согласно Втор. 25:5, но во всяком случае, Салафиил и сын его Зоровавель, являются законными наследниками имени и престола Давидова.

Салим (Шалем). 1) Царский город Мелхиседека (Быт. 14:18; Евр. 7:1); может быть, тот же, что и

2) Салим (Пс. 75:3) — одно из названий Иерусалима.

Салим. См. «Елим».

Салман — Шалман (Бет Арвель). Салман, царь или военачальник, который разрушил город Бет-Арбол (Ос. 10:14). Можно предполагать, что его имя является сокращением имени Салманассар; тогда оно указывает на «Салманассара» IV. Шрадер упоминает об одном моавитском царе, «Саламану», который — по данным памятников — был обложен данью Феглафеллассаром II.

Салман. См. «Заввей».

Салманассар — Шалманэсер. Салманассар (ассир. Салману, т. е. Салман милостив), ассир. царь, который обложил израильского царя Осию данью. Но когда Осия стал искать союза с Египтом, то Салманассар взял его под стражу и заключил в темницу. Потом Салманассар покорил Самарию и переселил израильтян в Ассирию в 721 г. до Р.Хр. (4 Цар. 17:3 и дал.; 18:9 и дал.). Предполагают, что пророчества Исайи (гл. 10; 15; 16; 23) имеют ввиду этого Салманассара, четвертого Ассирийского царя с этим именем, именно, Салманассара IV . Время его царствования, судя по памятникам, относят к 727-723 годам до Р.Хр. На этих памятниках описывается также его поход на Самарию, хотя взятие ее приписывают его преемнику — Саргону, который в своих записях упоминает об этом, как о своем первом военном подвиге.

Среди развалин Ниневии найден замечательный памятник, относящийся ко времени другого ассирийского царя, Салманассара II (около 858-824 гг.), а именно: обелиск более 20 метр, высоты из черного мрамора, покрытый со всех сторон рисунками и надписями, который хранится в Британском музее в Лондоне. Один из рисунков изображает человека, который приветствует царя земным поклоном, изъявляя ему покорность, и подносит множество драгоценных даров, которые несет длинный ряд пленников, или слуг, с трудом передвигающихся под тяжестью корзин, тюков, металлических прутьев и т.д. Рисунок поясняется надписью, следующего содержания: «Царь от Ииуя, сына Амврия (по ассир. Мадату са Иахуа хабал Хум-ри и т.д.); серебряные прутья, золотые прутья, золотые блюда, золотые ложки, золотые чаши, золотые черпаки, свинец в плитках, рабы для царя, копья; я принял это». Из 4Цар. 10: 32 и дал. мы узнаем, что сирийский царь Азаил вел войну с Ииуем, царем израильским, по всей вероятности, Ииуй стал искать тогда помощи у могущественных ассирийцев и послал к их царю посольство, какое изображено на рисунке. Окруженный своими придворными, гордый монарх принимает смиренно преклоняющихся посланников, фигуры которых представляют для нас большой интерес, так как этот рисунок является самым древним памятником, изображающим людей, принадлежащих к избранному Богом народу.

Салпаад — Цалафхад.

Салпаад, сын Хефера, умер в пустыне, оставив после себя пятерых дочерей, но ни одного сына, что и послужило поводом к установлению закона, по которому, в подобных случаях, наследство получали дочери (Чис. 26:33; 27:1 и дал.; И. Нав. 7-3 и дал.). К этому прибавилось затем установление, по которому дочерям в подобных случаях, нельзя было выходить замуж вне своего колена; поэтому дочери Салпаада вышли замуж за своих двоюродных братьев, и остался удел их в колене, в племени отца их (Чис. 36: 10 и дал.; Срав. 1 Пар 23:22).

Салха, город в южном Васане, который предназначался в удел колену Манассиину (Втор. 3:10; И. Нав. 12:5; 1 Пар. 5:11). Он существует до сих пор под именем Салкат, к югу от Авранской горы, в расстоянии 100 километров к востоку от Иордана Там найдены значительные развалины дворцов и пр.

Салмон 1) 1 Пар 2:11; Руф. 4:20; Мат. 1:4,5; Лук 4:32), сын Наассона, князь из колена Иудина, который женился на Рахаве и от нее родил Вооза.

2) Одна из стоянок израильтян (Чис. 33:41) к востоку от Едома.

Салмона - мыс на северо-восточном берегу острова Крита (Деян 27:7).

Саломиф — Шломит (Дивра). Саломиф, дочь Давртыа из колена Данова, жена египтянина. Ее сын хулил Господа После особого откровения Божия Моисею относительно хуления и наказания за это, преступник был побит камнями (Лев. 21:10 и дал.) (Это имя не упоминается в русской Библии.)

Саломия, жена рыбака Зеведея, мать апостола Иакова и Иоанна. Она была одной из тех женщин, которые как при жизни, так и после смерти Иисуса Христа, оставались Ему верными ( Map 15:40; Мат. 27:56). Она была той женщиной, которая просила Иисуса о почетных местах для своих двух сыновей в Его Царствии (Мат. 20-20 и дал.). Из Иоан. 19:25 и Мат. 27:56 некоторые предполагают, что она была сестра матери Иисуса (См. «Мария 3»).

Самария (евр. Шомрон). 1) Гора с округленной вершиной, около 120 метр, высоты, в средней Палестине, в северо-западном направлении от Наблуса, около 50 км к северу от Иерусалима. Она у Ам. 4:1 названа «горой Самаринской». Эта Самария принадлежала какому-то Семиру, который продал ее израильскому царю Амврию, построившему на ней свою новую столицу Самарию. Эта гора, величественно возвышающаяся над плодородной долиной, называется в Ис. 28:1 «венком гордости пьяных Ефремлян».

2) Город Самария построен Амврием около 923 г. до Р.Хр., через 6 лет после разрушения Фирцы, — прежней столицы северного царства (3 Цар. 16:24). В качестве таковой она часто упоминается вместе с Иерусалимом (Иез. 16:46 и дал.; Мих. 1:1, 5) и клеймится за служение Ваалу (3Цар. 16:32; 4 Цар. 10:17 и дал.; Иер. 23:13). Но и в этой столице выступали пророки Господни: Илия (3 Цар. 18:1 и дал.), Елисей (4 Цар. 6: 32; 7:1) и Осия (7:1; 14:1). Самария переносила тяжести осады со стороны сириян (3 Цар. 20; 4 Цар. 6 24 и дал.), особенно в последний раз, когда осажденные претерпели ужасный голод. Наконец, после трехлетней осады город был взят ассирийцами в 721 г. до Р.Хр., когда и пало царство Израильское (4 Цар. 17:1 и дал.) Самария все-таки не была совершенно уничтожена (она снова упоминается в Иер. 5 гл.), но была заселена выходцами из Ассирии (4 Цар. 17:24). Затем она была взята Александром Великим, который переселил туда сирийско-македонских колонистов. Император Август подарил этот город Ироду Великому, который украсил его и назвал в честь кесаря «Себасте» (по-гречески — «Августа»). Он лежит в расстоянии 7,5 км к северо-западу от Сихема или Наблуса, с многочисленными развалинами, свидетельствующими о минувшей славе.

Местоположение Самарии, на живописном холме, возвышающемся среди широкой долины — весьма выгодно в военном отношении. Если город был укреплен, то он, по способам ведения воин того времени, был неприступен. Долина, окружающая город, заканчивается четырьмя возвышенностями, по одной с каждой стороны, на которых расположены террасы, засаженные хлебными злаками, фигами, оливами и т.п. — точно так же, как и сама долина.

Убожество городка при рассматривании его издали — теряется, и, благодаря красивому местоположению и живописным развалинам, оно представляет восхитительный вид.

На возвышенном месте городка расположено открытое гумно. Тут же поблизости возвышается множество колонн, — печальных свидетелей минувшего величия. По всей вероятности, это остатки великолепного храма, который был построен Иродом Великим и посвящен Августу. Вид этого холма вызывает в памяти пророчество. «Я сделал Самарию грудою развалин, обнажу основания ее» (Мих .1:6).

В Иез. 16:53,55 Бог обещает, что, в конце концов, Самария и ее дочери возвратятся «в прежнее свое состояние».

По городу Самарии это название с древних времен было дано и его окрестностям, так что впоследствии часто говорится о городах самарийских (3Цар. 13:32; 4 Цар. 17:24). С течением времени слово Самария стало обычным названием середней Палестины и в Новом Завете мы часто читаем о Самарии, как об одной из трех провинции Палестины, находящуюся к западу от Иордана, между Галилеей на севере и Иудеей на юге (Лук. 17:11; Иоан. 4:4); о«а, благодаря смешанному с язычниками населению, была презираема иудеями (См. «Самаряне»), но евангельская весть и здесь достигла слуха людей и в самом начале христианской эпохи в Самарии уже основались церкви (Деян. 8:1,25; 9:31: 15:3)

Природа Самарии гораздо мягче и не так скудна, как природа Иудеи: растительное царство более разнообразно и роскошно; в некоторых местах путешественник поражается заросшими лесом холмами, цветущими лугами и шумными потоками.»Иосиф — отрасль плодоносного дерева над источником» (Быт. 49:22). Самария была той самой областью, которая была отдана сыновьям Иосифа, колену Ефремову и Манассиину. Срав. «Сарон» и «Сихем».

Когда евреи, возвратившись из Вавилонского плена, начали строить храм, самаряне снова выступили противниками колен Иудина и Вениаминова (Езд. 4:1). Они сперва хотели принять участие в работах, но, когда их предложение было отвергнуто, стали делать все возможное, чтобы воспрепятствовать постройке храма (Езд. 4:1 и дал.), а также и укреплению Иерусалима во времена Неемии (Неем. 4). После этого самаряне еще более отошли от израильского народа и образовали особое религиозное общество. На горе Гаризим близ Сихема они построили храм Иегове. По сведениям Иосифа Флавия, сын первосвященника Иоиады, Манассия, стоял во главе этого дела. Неемия прогнал этого человека от себя (Неем. 13:28). В этом храме, упоминаемом в 2 Макк. 6:2, было установлено особенное богослужение с приношением жертв. См «Жертвоприношение на Гевале» (Втор. 27:4 и дал..; И Нав. 8-30 и дал.). Из этого видно, что религия Иеговы постепенно вытесняла языческое мировоззрение самарян. Они придерживались строго закона Моисеева и отвергали все позднейшие иудейские писания и установления, утверждая, что тот список книг Моисеевых, который был в их руках, вернее списка, имевшегося у евреев. Он отличался от иудейского, между прочим, тем, что в Втор. 27:4 было поставлено слово Гаризим вместо Гевал. Когда 200 лет спустя храм на Гаризиме был разрушен Маккавеями (около 129 г. до Р.Хр.), то это место продолжало оставаться священным для самарян (Иоан. 4.20). И до сего дня небольшой остаток самарян собирается на горе Гаризим, чтобы праздновать установленные законом Моисеевым праздники по обычаю отцов.

О розни, которая существовала между иудеями и самарянами во времена Нового Завета, свидетельствуют некоторые места в Евангелии. На самарян смотрели, как на пришельцев из иноплеменников (Лук. 17:16 и дал.). Когда Иисус намеревался отправиться в Иерусалим, самаряне Его не приняли (Лук. 9:52 и дал ); поэтому ученики хотели свести огонь с неба, чтобы истребить их. Назвать кого-либо самарянином считалось тяжким оскорблением (Иоан. 8:48). Поэтому евреи избегали всякого общения с ними (Иоан. 4:9). Иисус также, посылая в первый раз своих учеников на проповедь, не велел им ходить в самарянские города (Мат. 10:5), и когда Он, наконец, послал их при Своем отшествии проповедовать Евангелие, то поставил Самарию в третью очередь, после Иерусалима и Иудеи (Деян. 1:8).

Сами же самаряне хвалились своим израильским происхождением. По словам Иосифа Флавия, они, смотря по обстоятельствам, выдавали себя то за тех, то за других. Женщина самарянка в Иоан. 4 гл. сказала: «наш отец Иаков». Спасающая благодать Божия сначала приобрела несчастную женщину у колодца Иаковлева, а через ее свидетельство также и другие, ожидавшие спасения, души (4:39 и дал.); после же вознесения Христова множество самарян уверовало в Нега (Деян. 8:1,25; 9:31; 15:3).

И теперь еще существует в Наблусе, прежнем Сихеме, маленькая самарянская община, члены которой, хотя и говорят по-арабски, но как великую святыню хранят свою самарянскую рукопись пятикнижия Моисеева, о которой утверждают, что она написана Финеесом, сыном Елеазара. Это самарийское пятикнижие, которое известно в Европе с 1616 года, содержит пять книг Моисеевых на еврейском языке, написанных самарянскими письменами. Впоследствии найдено несколько копий с этого самарянского текста, написанных на самарянском диалекте — смешанном еврейско-арамейском языке. Туда включена также так наз. «Книга Иисуса Навина», которая содержит много очевидной лжи. Самарянское пятикнижие в особенности расходится с еврейским в летосчислении (хронологии).

Самаряне соблюдают очень строго закон Моисеев, особенно субботу, и презирают иудеев за их легкомысленное отношение к этому дню. Четыре раза в году, при чтении книги закона, они совершают торжественное восхождение на гору Гаризим, а именно: накануне Пасхи, когда они закалывают 7 пасхальных агнцев, в Пятидесятницу, в Праздник Кущей и в День Очищения. На горе, между прочим, они показывают место, где стояла скиния Завета; где Авраам намеревался принести Исаака в жертву и также камни, которые принес из Иордана Иисус Навин (И. Нав. 4) и которые, по их словам, останутся на горе до тех пор, пока придет «Вождь», ожидаемый Мессия

Самаряне (4 Цар 17:29), жители провинции Самарии, смешанный народ, большею частью, языческого происхождения, о котором говорится в 4 Цар. 17:24 и дал. После падения города Самарии в 721 г. до Р.Хр. и увода ее жителей в плен, ассирийский царь перевел людей из Вавилона, из Куты, из Аввы, из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах самарийских. По Езд. 4:2 это сделал Асардан, царь сирийский, наследник Сеннахирима. Подобная колонизация происходила и прежде; об этом свидетельствуют надписи на ассирийских памятниках, относящихся ко времени ассирийского царя Саррукина (библейский Саргон), где он рассказывает о взятии Самарии, как о своем подвиге, а также упоминает и о переселении туда колонистов. Приводим его слова: «Я осадил и взял Самарию; 27.800 жителей я увел в плен; 50 колесниц я отделил, как свою царскую часть; место их (выселенных) я назначил для обитания жителям покоренных стран». Далее сказано . .»семь жителей вместе с их имуществами я перевел и поставил в земле Хатти (т.е Израиль)... жителей Тасида, Ибадида... я покорил и оставшихся я переселил и позволил им жить в городе Самарии». Это является веским подтверждением библейского рассказа.

В 4 Цар 17 рассказывается далее, что язычники, переселенные в города самарянские в начале не чтили Иеговы, за что Он посылал па них львов, которые умерщвляли их. И донесли об атом царю ассирийскому Тогда он отдал приказ: «Отправьте туда одною из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там и он научит их закону Бога той земли». Один из выселенных из Самарии священников поселился в Вефиле и стал учить народ, как чтить Господа. Следствием этого явилось, что самаряне стали чтить Бога и продолжали служить своим идолам по обычаю тех народив, откуда они были выселены. «Дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их .

Таким образом произошел самарянский народ, столь ненавидимый евреями Из 4 Цар. 17 можно заключить, что он состоял почти исключительно из язычников, которые, благодаря еврейским законоучителям, усвоили некоторые черты еврейства. С другой стороны, предполагают, что Самарийский народ включал также рассеянные остатки 10 колен, которые остались в Палестине, о чем свидетельствуют некоторые места в Библии, как, например, остатки Израиля в земле Ефремовой и в Манассииной во время Иезекии и Иосии (См. 2 Пар. 30:6, 10, 18; 34:6,9), также в Мер. 41: 5 говорится о 80 мужах из Сихема и Самарии, которые во время Вавилонского плена пришли в Иерусалим с жертвами и фимиамом.

Самгар-Нево, один из начальников у Навуходоносора (Иер 39:3); по Шредеру — Сумгир-Набу, т.е. будь милостив, Набу».

Самегар (Шамгар), сын Анафов (Анатов), израильский герой во времена судей, который побил воловым рожном 600 человек филистимлян и считался спасителем израильтян (Суд. 3:31; 5:6).

Самей — Шемая.

Самей, т. е. Бог слышит, — человек Божий, времен царя Ровоама. Он предотвратил войну между Ровоамом и отпавшими коленами израильевыми (3 Цар 12:22 и дал.); проповедовал обращение к Господу и покаяние во время вторжения Сусакима в Иудею (2 Пар. 12 5 и дал.). Он оставил запись о царствовании Ровоама (12:15).

Самма (Шама), один из братьев Давида (1 Цар. 16:9; 1 Пар. 2:13); назван также Самаем во 2 Цар. 13:3.

Самос — остров около берегов Малой Азии близ Ёфеса. Он известен своим плодородием, глиняной посудой и храмом богини Юноны, остатки которого сохранились доныне. Павел останавливался в Самосе во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20:15).

Самофракия — остров в Эгейском море между Троадою и Македонией, прославившийся в древности своими религиозными представлениями (мистериями) Ап. Павел посетил этот остров во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 16-11).

Самсон — Шимшон, т. е. солнышко. Самсон, последний судья в книге Судей, сын Маноя из колена Данова, рожденный по особому Божьему обещанию от жены, бывшей долгое время неплодной, и от утробы матери посвящен в назореи Господу (Суд. 13). В то время, когда израильтяне в течение 40 лет были под игом филистимлян, Господь воздвиг Самсона, чтобы он подвигами своей необыкновенной физической силы мог вредить врагам Израиля На пути в Фимнафу, куда он шел для эго, чтобы взять себе филистимлянку в жены, он растерзал молодого льва, который шел к нему навстречу; в трупе этого льва на обратном пути он нашел рой пчел с медом. По поводу этого он задал филистимлянам загадку, и когда им с помощью его жены удалось отгадать ее, то он отдал проигранные в споре тридцать рубашек из тонкого полотна и тридцать перемен одежд (гл. 14) Когда после этого отец его жены отдал ее другому, то Самсон выпустил 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами на жатву филистимлян и выжег ее. Филистимляне, со своей стороны, сожгли его жену и ее отца Тогда он «перебил им голени и бедра (15:8) и пошел и засел в ущелье скалы Етама» в Иудее. Выданный иудеями филистимлянам, он разорвал веревки, которыми были связаны его руки, нашел ослиную челюсть и убил ею 1000 человек филистимлян (15:14,15). После этого он почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу, «и разверз Бог ямину в Лехе и потекла из нее вода» (15:18 и дал.). Однажды Самсон пошел в Газу и, увидев блудницу, вошел к ней. Филистимляне ходили кругом и подстерегали его всю ночь в воротах города, желая убить его. Когда он встал, то схватил створни городских ворот с обоими косяками, положил их на плечи и отнес на вершину горы, которая на пути к Хеврону (16:1 и дал.). Впоследствии он попал в сети филистимлянки Далилы, которая старалась узнать секрет его силы. С его слов, она связала его семью сырыми тетивами, потом семью новыми веревками, но он разорвал их; наконец, она воткала в ткань семь кос с его головы и прикрепила к колоде, но он выдернул ткальную колоду вместе с тканью Она докучала ему до тех пор, пока не узнала от него тайну «если же остричь меня, то отступит от меня сила моя» (16.17). Тогда она усыпила его на своих коленах и велела человеку остричь 7 кос его головы, и сила, действительно, отступила от него Филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, сковали его двумя . медными цепями и приставили его молоть в доме узников. Между тем волосы на его голове начали отрастать. Некоторое время спустя филистимляне торжественно справляли праздник в храме своего идола Дагона и привели туда Самсона, чтобы забавляться им. Там он воззвал к Господу, сдвинул с места два средних столпа, на которых утверждалось все здание... «и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем, и было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Судьею Израиля он был 20 лет (16:21 и дал ). Он упоминается среди мужей веры (Евр 11:32).

Самуил — Шамуэль. Самуил, т. е. услышан Богом (испрошенный у Бога) 1) Сын Елканы и Анны, живших в Рамафаим-Цофиме, городе колена Ефремова. Его набожная мать, испросившая его у Господа, дала обещание посвятить его в назореи Господу; еще ребенком он был отведен ею в святилище в Силом, где вырос под наблюдением Илия и участвовал в служении при святилище (1 Цар 1:2 и дал.). В юных годах он был призван Господом на служение посредством ночного видения, во время которого Господь открыл ему о наказании, ожидающем Илия и его дом (1 Цар. 3 гл ). Часто повторяющиеся от Господа откровения утвердили его призвание; и весь Израиль узнал, «что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3:20). После смерти Илия Самуил сделался судьею и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов (7:3 и дал.) и, собравшись на войну, поразили филистимлян (7:7 и дал.). Самуил судил народ во все дни своей жизни (7:15), из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал, и Массифу, и судил Израиля (7:16 и дал.). В Раме, его родном городе, Самуил построил жертвенник и исполнял обязанности священника, молился за народ и совершал жертвоприношения, хотя и не был священником (7:5 и дал.). Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминании летописцев еще несколько столетий (2 Пар 35:18) При наступлении старости он поставил своих сыновей и Авию судьями над Израилем. Развращенность этих сыновей и страх народа перед аммонитским царем Маасом заставили израильтян просить Самуила поставить им царя (1 Цар. 8:2 и дал.; 12:12). Такая просьба не понравилась Самуилу, однако Господь велел ему исполнить их желание, ознакомив предварительно народ с требованиями, которые царь имеет право предъявить к их личности и имуществу. Выслушав от Самуила «права царя» (8:9 и дал.), народ все-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царем Саула, сына Кисова (1 Цар. 9:1,10). Потом он созвал общенародное собрание в Массифе, где выбор Саула был утвержден (1 Цар. 10:20 и дал ). Самуил записал права царя в книгу и положил ее «пред Господом» (10:25). После победы Саула над аммонитянами Самуил еще раз утвердил посвящение нового царя торжественным жертвоприношением в Галгале (11:14 и дал.). Затем старец Самуил в торжественной прощальной речи подверг оценке свою неподкупною деятельностью по отношению к народу во все время руководства им от самой юности; предостерег их и нового царя от непослушания Богу; по их просьбе он обещал продолжать до своей смерти молиться за них и учить их доброму пути (12:1,5,19,23). Во время царствования Саула Самуил являлся строгим опекуном царя: он обличал его за непослушание (1 Цар. 13:9, 13), за пощаду Агага и за амаликитянскую добычу (15:9,25). Когда Самуил едва не упал духом, наблюдая заблуждения царя Саула, Господь послал его помазать царем Давида вместо Саула (16-1 и дал.). Самуил продолжал свою пророческую деятельность в Раме, где ему пришлось принять один раз бежавшего Давида (1 Цар. 19:18 и дал.). Когда он умер, все израильтяне собрались оплакивать его и похоронили его в Раме, в его доме (1 Цар. 25:1). Несчастный Саул искал свидания с ним после его смерти, при помощи волшебницы в Аэндоре (1 Цар. 28 гл.).

Память пророка Самуила свято чтилась в Израиле. Современники называли его мужем Божиим», «человеком уважаемым», обращались к нему, как к прозорливцу, чтобы через него вопрошать Бога (1 Цар. 9:6 и дал.). В Пс. 98:6 и Иер. 15:1 он упоминается рядом с Моисеем и Аароном, и в Деян. 3:24; 13:20 он называется пророком (Срав. Евр. 11:32. По I Пар. 26:28 он посвятил различные дары для дома Господня и по 1 Пар. 9:22 он вместе с Давидом поставил привратников у дверей святилища.

Самуил является основателем и руководителем пророческих школ, что видно из 1 Цар. 10:5; 10:20; кроме того он оставил исторические записи в делах Давида (1 Цар. 29:29). О старости Самуила и о числе лет его деятельности, Священное Писание ничего не говорит. Из того, что он был в преклонных годах при воцарении Саула (1 Цар 8:1) и что прожил значительную часть сорокалетнего царствования Саула, видно, что он дожил до глубокой старости. По Иосифу Флавию, Самуил до воцарения Саула был судьею только 12 лет.

Санаваллат (Неем. 2:10), противник Неемии, который вместе с Товией, аммонитским рабом, и другими врагами Израиля всеми способами стремились препятствовать восстановлению стен и храма (Неем. 6:3 и дал.). Зять его был из первосвященнического рода (Неем. 13:28).

Сандалии. См. «Одежда».

Сапфира. См «Анания (1)».

Саранча, теперь, как и раньше, является тяжким бедствием в странах Востока. Еврейская Библия упоминает много различных названии этого насекомого; некоторые из них, вероятно, обозначают только различные виды одной и той же породы. В Лев. 11.22 названы четыре различные съедобные породы этих насекомых: «арбе», «солам», «харгол» и «халав» — саранча, солам, харгол и хагаб (русск. Библия). Переходы и перелеты роев саранчи описываются, как руководимые Богом и употребляемые Им для наказания народов (Втор. 28.38; 3 Цар 8: 37; 2 Пар. 6:28). Нашествие саранчи было одной из египетских казней, она покрыла всю землю и пожрала всю зелень на земле и все плоды, которые уцелели от града (Исх 10:14 и дал.). Лучшее описание этого насекомого и его всеистребляющей силы мы видим у прор. Иоиля 2: 3 и дал. Надо заметить, что те четыре рода насекомых, которые перечисляются у Иоил. 1:4 под названием «газам», и «арбе», ««гелек» и «хазил» (гусеница, саранча: черви и жуки — русск. Библия) — вероятно, суть лишь различные породы саранчи; как известно, некоторые из них лишены крыльев. Следующие выдержки из записок Шоу ( Shaw) и госп. Морье ( Morier ), подтвержденные Нибуром ( Niebur), Бургардом ( Burckhard ) и др. путешественниками, дают нам наглядное освещение этих мест в Библии.

Др. Шоу так рассказывает о нашествии саранчи: «Тот род саранчи, который я наблюдал, был гораздо крупнее наших обыкновенных кузнечиков. Она имела крылья пятнисто-коричневого цвета, ноги и туловище были светложелтого цвета. Появилась она в конце марта с южным ветром. К середине апреля ее нагнало так много, что в полдень она собиралась большими тучами, летала по воздуху подобно темным облакам и, как говорит пророк Иоиль, «помрачала солнце». Когда начинал дуть ветер, эти тучи уносились, сменяясь другими. Это уяснило нам слова псалмопевца: «гонят меня, как саранчу» (Пс. 108: 23). В мае месяце саранча постепенно удалилась в Метиах и другие соседние равнины, где она положила яйца В июне, как только вывелся молодняк, каждый выводок соединялся в тесную прямоугольную колонну и шел прямым путем к морю, преодолевая все препятствия и не оставляя ничего на пути: она истребляла не только зелень, но даже объедала гранатовые деревья, пальмы, яблони и вообще все деревья (Иоил 1:12). При этом она неотступно двигалась вперед, перелезая через все, что служило ей преградой на пути: стены или деревья, залезая в дома и спальни. Чтобы воспрепятствовать ее движению, копали ямы и канавы, которые наполняли водой или же накладывали в них вереск, сучья и другой горючий материал, который зажигали при приближении насекомых Но напрасно, канавы скоро переполнялись и огонь тушился мириадами саранчи, вплотную следовавшей одна за другой. Через день или два появлялись новые полчища и, в свою очередь, пожирали то, что предыдущие оставили, например, кору деревьев и обглоданные веточки. Пророк справедливо сравнивает саранчу с войском и землю до ее появления с прекрасным садом, а после ее ухода — с пустыней».

Морье рассказывает следующее: «11-го июня мы услышали из наших палаток странные звуки, напоминавшие шум отдаленной бури. Когда мы посмотрели на небо, то увидели огромную тучу, частью совершенно черную, распространявшуюся по всему небу и через некоторое время закрывшую солнце. Это была саранча, которая большими тучами спускалась на землю вокруг нас. Она была красного цвета. Мне представилось, что она была той же породы, что и саранча в Египте во время Моисея Казалось, ее действиями управляла твердая воля и она продвигалась вперед, как сплоченное войско под предводительством начальника (Иоил 2:7 и дал )»

По закону, саранча принадлежит к чистым насекомым (Лев. 11:21 и дал.) и употреблялась в пишу бедняками (Мат. 3:4; русск. пер. акриды). До сих пор саранчу едят на Востоке и некоторые даже считают ее за лакомство. «Саранча продается нанизанной на веревочку на всех базарах в Аравии», говорит Нибур, от Баб-эль-Мандебского пролива до Басры. На горе Шамора я видел араба, набравшего полный мешок саранчи Саранча приготовляется различным способом. Один араб в Египте, которого мы попросили при нас съесть саранчу, бросил горсть на угли и затем стал есть одну за другой, отрывая голову и ножки Когда у арабов бывает много саранчи, то они сушат ее в печках или варят и едят с солью Арабы в Марокко сначала варят ее, а потом сушат на крышах. На базаре продаются целые корзины такой саранчи

На символическом языке саранча обозначает нечто незначительное1 «Мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис 13-34). Живущие на земле — как саранча пред Богом (Ис 40.22) и т.д. В Еккл 12-5 говорится о признаках старческой слабости- «отяжелеет саранча» (по русск. Библии — кузнечик). Саргон, ассирийский царь, который покорил Азот во время Исайи (Ис. 20: 1). Кроме этого единственного места у Исайи, который упоминает о Саргане для того, чтобы определить время одного высказанного им пророчества о Ефиопии и Египте, не было никаких сведений об этом ассирийском царе ни в Библии, ни во всемирной истории, так что ученые предполагали, что Саргон был другим именем Салманассара или Сеннахирима. Раскопки, произведенные в конце XIX века в древнем городе Ниневии, дали блестящее подтверждение слов Исайи В Ниневии нашли не только имя Саргона, но и его изображение, его дворец и его хвастливые надписи. Библейский Саргон, современный пророку Исайи (759-698 гг. до РХр.), есть Саррукин ассирийских памятников, преемник Салманассара и отец Сеннахирима, строитель северной Ниневии, Дур-Саррукина (т.е. дворец Саррукина, теперешний Хорсабад).

По ассирийским записям царей, он царствовал с 722 по 706 г. до P.Xр. Имя Саррукин обозначает или «царь-тверд», или «он (бог) утвердил Даря».

Этот царь Саргон или Саррукии, о котором мир прежде ничего не знал, теперь является одной из самых ярких личностей древней Ассирии. Существуют подробные записи о пятнадцати годах его царствования и, кроме того, большое количество вещественных доказательств его могущества, художественного вкуса, подвигов, как, например, остатки стен, барельефы, колоссальные каменные быки, домашние сосуды и проч. Между прочим, найдена стеклянная фляжка, теперь сохраняемая в Британском Музее, вышиною в 31/4 дюйма, надписью «Гекал Саррукина», т.е. дворец Саргона В Берлинском музее хранится обломок большой алебастровой вазы с такой же надписью Среди надписей Саргона есть одна, которая особенно подтверждает указание Ис 20. Саргон рассказывает в ней, что царь Азотский Ацур поднял против него восстание, поэтому он послал войска к Азоту, сверг Ацура с престола и поставил вместо него его брата Ахи-мета Когда и этот через некоторое время был свергнут с престола Яма-ном, то Саргон сам выступил против Азота Яман убежал в направлении Египта, а Мероэ (Ефиопия) страшилась могущества Ассирии. Из этой надписи видно, что восстание Азота имело связь с восстанием Египта; следовательно, с этим вполне согласуется то, что Исайя в тот самый год, когда Тартан, военачальник Саргона (см. «Тартан»), покорил Азот, получил повеление от Бога возвестить также Египту предстоящее покорение его Ассирией

В Ис. 23:1 и дал объявляется суд над Тиром, который тогда был осажден Салманассаром и Саргоном. Саргон повествует об этом на глиняном цилиндре в таких словах: «Сильный и желающий сражения, прошедший под парусами среди Эгейского моря, переплыв его подобно рыбе, я покорил землю Куй и город Тир (Сурри)». Эта надпись является хорошим пояснением к Ис. 23-5, где сказано, что Египет содрогнется, услышав весть о Тире, так как Египет в то самое время воевал с Ассирией.

Согласно клинописям, Саргон покорил также и Самарию. Он упоминает об этом, как об одном из своих первых подвигов Библия приписывает этот подвиг его предшественнику Салманассару Возможно, что Саргон совершил его в качестве военачальника Салманассара. См. «Салманассар».

Вскоре после окончания постройки своего великолепного дворца Дур-Саррукин, Саргон, согласно записям на памятниках, умер насильственной смертью в 706 или 705 г. до Р.Хр. После него воцарился Сеннахирим.

Сардис — древняя столица Лидии, расположенная с северной стороны у подошвы горы Тмола, на берегах реки Пактола, богатой золотом. Этот город был известен своей безнравственностью и богатством (имя его последнего царя Крез сделалось нарицательным именем для имеющих огромное богатство). В настоящее время это захудалое местечко, называемое Сарт, населено преимущественно пастухами, хотя там проходит караванная дорога из Персии в Смирну. Среди развалин находятся две колонны, которые считаются остатками древнего языческого храма Кибелы. Землетрясения и войны уничтожили прежнее великолепие этого города. Церковь Сардисская, согласно Отк. 3:1, называла себя живой, будучи мертвой (Отк. 3:1 и дал.).

Сарепта — Царпата. Сарепта (Лук. 4:26), где Илия жил некоторое время у вдовы (3Цар. 17:9 и дал.), финикийский город (Авд. 20) у Средиземного моря, между Тиром и Сидоном в расстоянии 21 км к северу от Тира. На этом месте сохранились остатки древних построек, саркофагов, т.е. надгробных памятников, могильных пещер и т.д. Между прочим, там находится небольшая, священная для магометан, могила, называемая могилой Илии. На горе над прибрежной равниной теперь расположено село с прежним названием — Сурафенд.

Сарецер вместе с Регем-мелехом и другими был послан из Вефиля в Иерусалим, чтобы вопросить Бога, нужно ли было соблюдать известный ежегодный пост (Зах. 7:2).

Сарон — Шарон.

Сарон. 1) Равнина, прославленная за свою красоту и плодородие, расположенная вдоль берега Средиземного моря к югу от Кармила и простирающаяся от Кесарии до Иоппии и немного дальше ее (1 Пар. 27:29; Песн. П. 2:1; Ис. 33:9; 35:2; 65:10). В Деян. 9:35, вероятно, имеется в виду эта равнина или какая-нибудь ее часть близ Лидии.

Американец Томсон, который посетил эти места в 1831 г., описывает вид, открывшийся перед его глазами с башни в Рамле такими словами:

«Вся Саронская равнина от Иерусалимских гор до моря и от подошвы Кармила до холма Газы расстилается перед глазами, подобно раскрашенной карте, и чрезвычайно красива, особенно к вечеру, когда последние лучи заходящего солнца скрашивают далекие вершины гор, когда усталые люди возвращаются домой, после дневного труда, и блеющие стада спешат в свои загоны. В такое время я видел Сарон и оставался там, углубленный в размышления до тех пор, пока звезды не заблистали на небесном своде, и прохладные струи ночного ветерка не начали осаждать обильную росу на истомленную землю. О, какой рай был здесь, во времена Соломона, когда он в Иерусалиме воспевал лилии Сарона, и какое царство Божие на земле будет здесь, когда Тот, Который больше Соломона, будет сидеть на престоле Давида, отца Своего, ибо «во дни Его процветет праведник и будет обилие мира, доколе не престанет луна»(Псл.71:7). 2) Окрестности Сарона, область принадлежавшая колену Гадову, к западу от Иордана (1 Пар. 5:16).

Сарра, жена Авраама, мать Исаака, называвшаяся первоначально Сарой (Быт. 11:29). По Быт. 20:12 она была сводной сестрой Авраама. Священное Писание повествует о ее красоте, которая ставила их обоих в затруднительное положение (Быт. 12:11 и дал.; 20:2 и дал.), о ее неплодности, которая очень печалила их и привела к тому, что Сара дала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь, которую она затем должна была прогнать (Быт. 16:2 и дал.) и о ее сомнении, когда Бог обещал ей, 90-летней, сына (18:9 и дал.). При заключении союза обрезания ее имя было изменено из Сара (т.е. княжеская или сварливая?) в Сарра, т.е. княгиня (17:15). После рождения Исаака (21:2) она жила еще долго и умерла 127-ми лет в Хевроне, где и была погребена в Махпельской пещере (23:1-9). По иудейскому преданию, горе, вызванное предполагавшимся принесением в жертву Исаака, так подействовало на сердце старой матери, что она в скором времени умерла. Не только Авраам сильно горевал о Сарре (23:2), но также и Исаак (24:67). Сарра приводится в пример избрания благодати (Ис. 51: 2) и силы веры (Евр. 11:11). В 1 Пет. 3:6 она выставляется, как послушная жена, и в Гал. 4:22,26 она представлена, как символ свободного Вышнего Иерусалима, который — матерь всем нам.

Саруия — Церуя.

Саруия, родная или сводная сестра Давида (см. «Маас 2»), мать его военачальника Иоава, Авессы и Азаила (2 Цар. 2:18; 1 Пар. 2:16). Давид часто выражал свою тревогу относительно их дерзости и вспыльчивости, называя их «сыновьями Саруи» (2 Цар. 3:39; 16:10; 10:22).

Сатана — евр. сатан, т. е. противник. 1) Первоначально это слово употреблялось в значении противника вообще. Так, например, в Чис. 22:22, 32 (евр. текст) говорится, что ангел Господень вышел против Валаама, как сатана, т.е. противник, чтобы свести его с этого злого пути. Также в 3 Цар. 5:4 (евр. текст) написано: «нет противника (сатаны) и нет более препон». В этом смысле Иисус обратился к Петру (Мат. 16:23; Map. 8:33). По всей вероятности, слово сатана имеет это же общее значение, также и в Пс. 108:6.

2) В более особом значении это слово употребляется в трех местах Ветхого Завета и часто в Новом Завете по отношению к самому упорному противнику Бога и всего доброго. Так, мы читаем в 1 Пар. 21:1, что сатана внушил Давиду исчислить народ (в параллельном месте 2 Цар. 24:1 сатана назван «гнев Господень»); в кн. Иова 1 и 2 гл. сатана выступает против Иова, и у пророка Захарии 3 гл. он является противником первосвященника Иисуса. Отк. 20:2 называет его драконом, древним змеем, который есть диавол и сатана. Иисус отогнал его от Себя, назвав сатаною (Мат. 4:10). По Лук. 10:18, Иисус видел сатану, спадшего с неба, подобно молнии. Может быть, эти слова указывают на изгнание бесов, или на первоначальное изгнание сатаны из мира света и истины (Иуд. 6; 2 Пет. 2:4). Но эти слова также можно понять, — и это всего вернее — как пророчество о конечном поражении, которое понесет сатана, когда Бог мира сокрушит его под ногами верующих (Рим. 16:20), в то время, когда он будет скован на тысячу лет (Отк. 20:2) и освобожден на малое время (Отк. 20:7), будет ввержен в озеро огненное (Отк. 20:10). До тех пор, пока это не сбудется, сатана действует всевозможными способами, чтобы удерживать людей во зле и препятствовать устроению Царства Христова. Он препятствует действию Слова Божия (1 Фес. 2:18), похищает посеянное в сердцах человеческих ( Map. 4:15), влагает в сердца злые планы и намерения (Деян. 5:3), искушает людей под видом ангела света (2 Кор. 11:14), вселяется внутрь их (Лук. 22:3) и мучает их болезнями и тому подобно (Лук. 13:16), к чему некоторые применяют слова ал. Павла о предании сатане во измождение плоти для того, чтобы дух был спасен в день. Господень (1 Кор. 5:5); и о предании Именея и Александра сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1:20). Сатанинскою синагогою (сборищем) называются такие люди, которые объединились на почве лицемерия и греха (Отк. 2:9; 3:9), такие, которые всецело отдали себя во власть сатаны (Отк. 2:13) и погрузились в глубины сатанинские (Отк. 2:24).

3) Сатаною Писание называет и подчиненных диаволу духов. Так, у Мат. 12:26 говорится, что сатана сатану не изгоняет ( Map. 3:23,26; Лук. 11:18); во 2 Кор. 12:7 говорится об ангеле сатаны (Лук. 10:18). См. также Map. 5:9; Еф. 6:12. Срав. «диавол».

Саул (Шауль), т. е. испрошенный.

1) Саул из Реховофа, царь Едомский (Быт. 36:37).

2) Саул, первый царь израильтян, приблизительно 1095-1055 г. до Р. Хр. Его история изложена в 1 Цар. гл. 9-31. Он был сыном богатого вениамитянина Киса, красивый молодой человек, на голову выше всего народа. В сопровождении слуги он отправился на поиски ослиц своего отца. После тщетных поисков он намеревался вернуться домой, но слуга напомнил ему, что недалеко от этого места живет муж Божий Самуил. Последний только что собирался совершить жертвоприношение на высоте. Когда Саул пришел, то Самуилу было дано знать от Господа, что это тот, о котором он накануне получил откровение. Самуил успокоил Саула, сказав, что ослицы нашлись, посадил его на почетное место и дал лучший кусок, а на следующий день, наедине, помазал его на царство (1 Цар. 9:22 и дал.; 10:1), предсказав, что произойдет с ним на обратном пути и назначил с ним встречу в Галгале для совершения жертвоприношения. На обратном пути Бог дал Саулу новое сердце; Дух Божий сошел на него и он стал пророчествовать; люди, удивляясь, говорили: «неужели и Саул во пророках» (10:9 и дал.). Затем, в общенародном собрании в Масифе, он был указан Богом и избран царем; причем, пришлось его искать, так как он спрятался в обозе. Некоторые из народа С презрением отнеслись к нему, но он как бы не замечал этого (10:27 и дал.). После этого Саул возвратился к своему обычному труду. Однажды, когда он шел позади волов с поля и услышал, что аммонитянин Наас угрожал жителям Иависа Галаадского позором и Израилю бесчестием, Дух Божий сошел на него, и он, созвав израильтян, поразил аммонитян. Народ после этого хотел, чтобы хулители новоизбранного царя были наказаны, но Саул не допустил этого, сказав: «в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле». Отсюда все собрались в Галгал; там Саул был торжественно провозглашен царем; Господу принесли мирные жертвы, и была великая радость (11:5; 13: 15). Спустя некоторое время (13:1)

филистимляне стали угрожать Израилю, собрав большие отряды войска в Михмасе. Саул тогда находился в Галгале и настоятельно желал выступить против врага, но ожидал Самуила, чтобы тот совершил жертвоприношение. Он ждал семь дней — время, назначенное Самуилом, но, не дождавшись прихода Самуила, сам принес жертву. Самуил пришел и объявил принесение жертвы Саулом неразумным поступком, за который Господь отвергнет его царство и найдет мужа Себе по сердцу Своему (13:8,14). Между тем филистимляне были разбиты на голову, главным образом, благодаря храбрости Ионафана, сына Саула. Утомленный народ совершил грех: заколол животных из военной добычи, и ел мясо с кровью. Саул велел тогда принести животных и заколоть их перед ним, дабы не ели с кровью. Там он построил первый жертвенник Господу (14:31 и дал.). Когда после этого вопросили Господа о предположенном набеге на филистимлян ночью, то ответа не получили. Бросание жребия показало, что причина молчания Господа был грех Ионафана, который преступил повеление Саула ничего не есть до тех пор, пока враги не будут разбиты. Ионафан не слыхал заклятия отца и потому съел немного дикого меда в лесу. Он сознался в этом и Саул поклялся, что он должен умереть. Народ же заступился за Ионафана, и он был освобожден (14:24 и дал.). Со всеми окрестными врагами Израиля Саул воевал успешно (14:47), отличался на войне личной храбростью и обогащал дочерей народа (согласно песни Давида о нем 2 Цар. 1:22 и дал.) роскошными платьями и золотыми уборами.

Саул проявил ревность по Боге в том, что изгнал всех волшебников и гадателей из страны (1 Цар. 28:3).

Наконец, Саул получил повеление от Бога воевать с амаликитянами и не пощадить никого из них; но вместо того, чтобы исполнить волю Божию, Саул и народ пощадил царя Агага и самых лучших животных. В наказание за это Самуил вторично возвестил Саулу, что Бог отверг его «и обратился Самуил, чтобы уйти, но Саул ухватился за край одежды его и разодрал ее». Он просил Самуила ради народа и старейшин почтить его. Тогда Самуил возвратился с Саулом, и «поклонился Саул Господу». Самуил умертвил Агага и отошел от Саула навсегда (15:27 и дал.). Господь послал Самуила в Вифлеем помазать на царство Давида; исполнив это, он удалился в Раму. От Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа (16:14). К Саулу был приведен молодой Давид развлекать его игрою, и, когда он, взяв гусли, играл, отраднее и лучше становилось Саулу. После сражения с Голиафом Давид стал другом Ионафана и начальником военного отряда Саула (16: 23; 17; 18:1,5). Зависть все-таки не давала покоя Саулу. После победы Давида над филистимлянами Саул стал его бояться и постоянно искал его убить (18:12, 15,29), так что он время от времени должен был убегать от него. Однажды Саул искал его в доме пророков в Раме, куда Давид убежал; там Дух Божий вторично сошел на Саула, и он пророчествовал перед Самуилом лежа неодетым всю ночь и весь день; по этому поводу опять начали говорить: «неужели и Саул в пророках» (19:23 и дал.). Уныние все-таки охватило его снова и ненависть к Давиду побуждала его на ужасные поступки, как убийство священников в Номве (22:16 и дал ). Он гонялся за Давидом по пустыне и пещерам. Убедившись в великодушии Давида, выразившемся в том, что он пощадил его жизнь, Саул со слезами исповедал свой грех и просил пощадить его потомство, когда Давид примет власть (24:17 и дал.; 26:21). После смерти Самуила филистимляне, которые продолжали воевать с Израилем во все царствование Саула (14:52), расположились станом в Сонаме для решительного сражения, израильтяне же напротив них — в Гелвуе. Когда Господь не отвечал Саулу относительно сражения ни во сне, ни через урим, ни через пророков, то он нашел волшебницу в Аэндоре и просил ее вызвать Самуила (28:7 и дал.). Женщина увидела «как бы бога, выходящего из земли», и, когда Саул попросил описать eго, то она ответила, что видит мужа престарелого, одетого в длинную одежду. Тогда Саул поклонился до земли и услышал вновь из уст Самуила суд отвержения: Израиль будет поражен филистимлянами, Саул со своими сыновьями на следующий день будут с Самуилом (т.е. умрут). Обессиленный царь упал на землю (он ничего не ел в течение суток). Волшебница подкрепила его со слугами пищей и в ту же ночь они ушли от нее (28:24 и дал.). На следующий день Саул во время сражения был смертельно ранен стрелой и, бросившись на свой собственный меч, умер (1 Царств 31:3 и дал).Амаликитянин грабивший трупы, хвалился тем, что он нанес ему последний удар (2 Цар. 1:10). Филистимляне отрубили голову Саула и повесили его тело на стене Бефсан. Но жители Иависа взяли тела Саула и трех его сыновей, убитых с ним, сожгли их и похоронили (1 Цар. 31:9 и дал.). Давид воспел печальную песнь о Сауле, и Ионафане, любезных и согласных в своей жизни, не разлучившихся и в смерти, бывших быстрее орлов, сильнее львов (2 Цар. 1:23).

Время царствования Саула не указано в Ветхом Завете; в Деян. 13;21, оно определяется сорока годами — число, которое также встречается у Иосифа Флавия. По мнению других, время служения Самуила и Саула в общей сложности составляет сорок лет.

Саф (1 Пар. 20:4). См. «Сафут».

Сафат (Шафит), отец Елисея (3Цар. 19:16).

Сафатия (Шафатья), сын Давида и Авиталы (2 Цар. 3:4).

Сафут, филистимский великан, которого убил Совохай (2 Цар. 21:18); в 1 Пар. 20:4 он назван Сафом.

Сафьян, по-евр. «тахаш» — кожа, из которой израильтяне сделали верхнее покрывало для скинии и ее принадлежностей (Исх. 25:5; 26:14; Чис. 4: 6 и дал.). У Иез. 16:10 упоминается обувь из сафьяна.

Сбор винограда — евр. бацур.

Сбор винограда, который наступал в сентябре-октябре (хотя уже в июле месяце можно было собирать зрелый виноград), был всеобщим праздником радости. Виноград собирали с пением и ликованием (Быт. 49:11; Суд. 9:27; Иер. 6:9; Отк. 14:18). Раньше, как и теперь, часть винограда сушили на изюм (1 Цар. 25:18); часть съедали в свежем виде, но большая часть поступала в точило (Ис. 16:10).

Светильник — евр менора.

Светильник. 1) Одной из священных принадлежностей Скинии был светильник, который находился налево от входа в святилище, напротив стола с хлебами предложения. Он имел вид стебла с шестью ветвями, отходившими с обоих сторон, — по три с каждой стороны. Стебель утвержден был на подножье; на нем и на его ветвях помещалось 7 лампад (Исх. 25:31 и дал.; 37:17 и дал.). В эти лампады наливалось чистое оливковое масло и их зажигали каждый вечер (Лев 24:2 и дал.; 1 Цар. 3:3; 2 Пар. 13:11). В храме Соломоновом было 10 светильников из чистого золота, по пяти на северной и на южной стороне святилища (3Цар. 7:49; 2 Пар. 4:7; Иер. 52: 19). Во втором храме был только один светильник, подобный светильнику в скинии. При разрушении Иерусалима он стал добычей римлян, которые принесли его в Рим и поставили в храме, построенном Веспасианом в честь мира. Изображение этого светильника изваяно на триумфальной арке Тита в Риме. Эта арка стоит до сих пор, свидетельствуя в продолжение столетий о минувшей славе иудеев, а также и о судах Божиих, как будто ожидая того времени, когда Иудея снова заселится и люди спокойно станут жить в Иерусалиме.

Светильник в храме можно считать за символ Самого Бога, «Света Израиля» (Ис. 10:17), одежда Которого — свет (Пс. 103:2) и Который один является светом для Своего святилища — Церкви. Срав. слова Иисуса: «Я свет миру» (Иоан. 8:12) с Отк. 21:23, где сказано, что слава Божия освещает новый Иерусалим и светильник его — Агнец. Тот же светильник символизирует «народ взятый в удел» или Церковь Божию, призванную и получившую благодать, чтобы ходить в свете перед Богом и свидетельствовать о Нем .миру Поэтому христиане называются «светом мира» и побуждаются «светить перед людьми» (Мат. 5:14 и дал.) и «держать свои светильники горящими» (Лук. 12:35; Фил. 2: 15). Семь церквей также уподобляются семи светильникам (Отк. 1:20). Число семь в этом месте, как и семь ветвей светильника, обозначает богатство божественной благодати; елей обозначает духовную силу. Украшения светильника, напоминающие цветы (Исх. 37:19,20), может быть, обозначают духовное бодрствование и послушание (См. «Миндальное дерево»). Уже в видении Захарии (Зах 4) встречается светильник, как символ «народа взятого в удел»; вся его сила для постройки храма исходит от Господа через Его избранные орудия; елей, который требовался для лампад, поступал из двух маслин (Зах. 4:11), стоявших по обеим сторонам светильника, простирающих свои ветви и изливающих в лампады светильника очищенный, как золото, елей. Эти две маслины или два сына елея (евр. оней ицгар), или помазанные елеем (Зах. 4: 14) обозначают гражданскую и церковную власть: иудейского князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса, которые вместе являлись прообразом Царя и Первосвященника (Христа), через Которого дары духовной благодати постоянно изливаются на Церковь Христову.

Такое же название «две маслины» дается двум свидетелям, которых Иоанн видел в своем видении (Отк. 11: 3 и дал.). См. «Свидетель».

2) Светильник с маслом и фитилем изо льна считался с древнейших времен необходимой домашней утварью; свет от светильника символизировал счастье и жизнь (Пс. 131:17), отсутствие его обозначало горе и опустошение (Иов 18:5 и дал.; Прит. 20:20). Когда, однажды, Давид едва не был убит одним филистимлянином, то люди его поклялись, говоря: «не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля» (2 Цар. 21:17), и до сих пор в Палестине можно услышать такое выражение: «Его масло иссякло», т.е. его светильник угас. Теперь, как и раньше, в восточных городах, не имеющих освещения, необходимо иметь с собой фонарь или факел, чтобы не сбиться с пути. Поэтому и толпа, предводимая Иудой Искариотом, шла со светильниками и факелами (Иоан. 18:3). Девы поправили свои светильники перед тем, как выйти навстречу жениху (Мат. 25). Светильниками (лампадами) также назывались те чашечки на подсвечнике в святилище, куда наливали елей. Их зажигали каждый вечер и поправляли по утрам (Исх. 25:37; 30:7 и дал.; 3 Цар. 7:49; Зах. 4:2).

Свидетель (евр. эд). Относительно свидетелей закон дает следующие определения :

1) Для подтверждения обвинения требуется не менее двух свидетелей (Чис. 35:30; Лев. 17:6; 19:15; Иоан. 8:17; 2 Кор. 13:1; Срав. 1 Тим. 5:19). 2) Свидетель, который утаил правду и потом сознался в этом, должен был принести особую жертву за грех (Лев. 5:1,5 и дал.). 3) Ложный свидетель должен был понести наказание, следуемое за преступление, которое он стремился опровергнуть (Втор. 19: 18 и дал.). 4) Распространение злонамеренных слухов и злословие воспрещаются (Исх. 20:16; 23:1; Лев. 19:16). 5) Свидетели должны быть первыми исполнителями наказаний (Втор. 13: 9; 17:7; Деян. 7:58). 6) В случае, если животное, отданное кому-либо на хранение, было растерзано зверем, взявший на хранение должен был показать растерзанное в доказательство своей невинности (Исх. 22:13). Присягали ли свидетели перед подачей показаний — неясно. Некоторые решают этот вопрос в утвердительном смысле на основании Лев. 5:1. По Иосифу Флавию, женщины и рабы не считались правомочными и потому не могли быть свидетелями.

Свидетелями называются иногда присутствующие при совершении покупки и т.п. См. Быт. 23:12 и дал.; Руф. 4:9; Иер. 32:10.

В Новом Завете слово «свидетель» употребляется по отношению к тем, которые и жизнью, и словом свидетельствуют о Христе (Лук. 24:48; Деян. 1:8; срав. 1 Пет. 5:1 — свидетель страданий; но особенно это относится к тем, которые запечатлели свое свидетельство собственной кровью, как, например, первый мученик Стефан. (Срав. Деян. 7:59; 22:20; Отк. 2:13; 17:6). Христос Сам называется Свидетелем Верным (Отк. 1:5; 3:14). В Отк. 11:3 говорится о двух замечательных свидетелях Божиих, которые будут пророчествовать 1260 дней, после чего будут убиты, но через три с половиной дня воскреснут и вознесутся на небо; они называются также двумя маслинами (ст. 4); срав. Зах. 4. См. «Светильник».

Свинец — евр. оферет.

Свинец — один из предметов торговли финикийцев (Иез. 27:12); упоминается впервые в песне Моисея (Исх. 15: 10), египтяне «погрузились, как свинец, в великих водах». Резец или грифель из свинца (олова) упоминается у Иов. 19:24. Символическая картина отделения свинца от серебра встречается у Иер. 6:29 и дал., а у Иез. 22: 18 и дал. говорится об употреблении свинца для различных смесей металлов.

Свинья — евр. хазир.

Свинья. Это животное по закону считалось крайне нечистым (Лев. 11:7; Второзаконие 14:8). Есть свинину Ис. 65:4; 66:17) считалось мерзостью. Гадаринские свиньи (Мат. 8:30), по всей вероятности, предназначались для языческого населения (См. «Десятиградие»). Нечистоплотность свиньи делает ее символом легкомыслия и пренебрежения благодатью (Мат. 7:6; 2 Пет. 2:22). Пасти свиней было для еврея самым презренным занятием (Лук. 15:15).

Кабан — враг виноградников (Пс. 79:14); ему уподобляются враги Сиона; он часто встречается в зарослях густых кустарников, особенно в Иорданской долине и на Фаворе.

Святилище или святое святых — отделенное место (Пс. 19:3). Так называлось самое внутреннее отделение скинии или храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право входить только первосвященник (Лев. 4: 6; 3 Цар. 8:8). Святилищем называлась иногда вся скиния или весь храм (И. Нав. 24:26; 2 Пар. 20:8). В противоположность «земному святилищу» Ветхого Завета (Евр. 9:1) с его внешними обрядами, существует небесное святилище, куда вошел Христос (Евр. 9:24).

Слово «святилище» иногда употребляется в значении прибежища и охраны (Иез. 11:16).

Святой (евр. кадош) в самом глубоком смысле есть Бог, как абсолютно отделенный от всякого греха, как делающий только добро и ненавидящий зло. Израилю постоянно напоминается: «Будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11:45; 19:2; Пс. 98:5,9; Ис. 6:3; Иоан. 17:11; Отк. 6:10).

Святыми называются в Ветхом Завете «народ Божий взятый в удел» — Израиль. (Дан. 8:24), а в Новом Завете — ученики Христовы, «святой народ» (1 Пет. 2:9), как отделенные от мира, соединенные со Христом и причастники Св. Духа (2 Кор. 5:21; 1 Фес. 3:13; 2 Фес. 1:10). Святыми называются также ангелы (Мат. 25:31; Отк. 14:10), пророки (Лук. 1:70; Ефес. 3: 5) и апостолы (Ефес. 3:5). В более широком значении слова святой и освященный употребляются по отношению к известным лицам, временам и предметам (без обозначения какого-либо их доброго качества), которые были посвящены Богу или употреблялись во время богослужения (Исх. 30:25; 31:14; Мат. 7:6; Лук. 2: 23). В Ис. 13:3 (евр. текст) наступающие на Вавилон индийские и персидские войска Господь называет: «Мои освященные», т.е. избранные Им для ведения Его священной войны. Впоследствии эти слова стали обозначать все разрешенное для употребления, или что-либо, прикосновение к чему не оскверняло человека. Так в 1 Кор. 7:14 говорится о смешанных браках: муж язычник освящается верующей женою, и жена язычница освящается верующим мужем; дети же христиан святы; в 1 Тим. 4:5 сказано, что пища освящается словом Божьим и молитвою. Срав. выражения «святые горы» (Пс. 86:1), «святые места» (Мат. 24:15; Деян. 6:13; 21: 28), «святой город» (Деян. 9:24; Мат. 4:5; 27:53), «святая гора» (2 Пет. 1: 18).