Ваал — Бааль.

Ваал, т.е. господин. 1) Одно из главных божеств мужеского пола, которому поклонялись хананеяне и финикияне. Он был олицетворением созидающей и разрушающей силы природы. Поклонение Ваалу выражалось различно, как и поклонение богине Астарте, и, может быть также, планете Юпитеру. Сирийская форма названия Ваала — Веель (см. «Веельзевул»); на ассиро-вавилонском наречии он назывался Вил (Ис. 46:1; Иер. 50:2; 51:44). Название Ваал встречается во многих финикийских именах, как, напр., Ганнибал, т. е. милость Ваала; Аструбал, помощь Ваала; Ефваал — с Ваалом (3Цар. 16:31 и дал.). Множественное число от слова Ваал — Ваалы (Ваалим), т. е. господа, вероятно, обозначает различные виды и изображения этого божества (1 Цар. 7:4; 2 Пар. 24: 7). Поклонение Ваалу, сопровождавшееся безнравственными оргиями и человеческими жертвоприношениями (Чис. 25:3; Иер. 19:5), начало проникать в Израиль еще при жизни Моисея (Чис. 25); в последующие времена поклонение Ваалу снова и снова возобновлялось; периодически евреи каялись и обращались к истинному Богу, но потом опять отпадали. Народ колебался между Богом и Ваалом (Суд. 2: 11; 3:7; 10:6). Библия говорит о храме и служителях Ваала (4 Цар. 10:21; 11:18), жертвеннике Ваала (Суд. 6: 25), одеждах жрецов (4 Цар. 10:22), жертве всесожжения (3Цар. 18:26), затем, о молитвах и заклинаниях (3 Цар. 18:25,26). В конце концов, служение Ваалу было возведено некоторыми царями, напр., Ахавом в Израильском царстве, Ахазом и Манассией в Иудейском, на степень официальной религии (3Цар. 16:31 и дал.; 18; 2 Пар. 28:2 и дал,; 4 Цар. 21:3 и дал ). Пророки Вааловы, жрецы Астарты и другие прислужники безнравственного служения наводнили страну; от стола Иезавели, жены Ахава, питались 450 вааловых пророков и 500 жрецов Астарты (3Цар. 18:19). Срав. «Астарта». Неудивительно, что Илия выступил с пламенной ревностью на борьбу с Ваалом. В вышеприведенной главе дано яркое описание дикого рвения и безумия пророков Ваала, которые скакали вокруг жертвенника с воем и криками и кололи себя ножами до крови. Храм и жертвенник Ваалу, обыкновенно, устраивался на высотах и кровлях домов (Иер. 32:29). Царь Ахав устроил жертвенник Ваалу на кровле своего дворца (4 Цар. 23:12). О различных изображениях Ваала упоминается во многих местах: Ваал-Фегор (Чис. 25:3) или Фегор (Чис. 25:18; 31:16; И. Нав. 22:17). Фегор был моавитским идолом, во время служения ему женщины предавались распутству (Втор. 4:3; Пс. 105:28; Ос. 9:10); Ваалвериф (Бааль-Брит). т. е. господин завета (Суд. 8:33; 9:4) или Вериф (Суд. 9:46); ему был построен храм в Сихеме; Веельзевув (Бааль-звув) (русская Библия переводит Веельзевул), которому поклонялись филистимляне в Акка (4 Цар. 1:2, 3, 16). Именем этого идола евреи позднейшего времени называли сатану, и для того, чтобы сделать его более оскорбительным, изменили слово Веельзевув, т. е. бог мух, на Веельзевул, т. е. бог навоза. Этим именем фарисеи обозвали ту силу во Христе, которой Он творил чудеса (Мат. 10:25; 12:24,27; Map. 3:22; Лук. 11:15,18, 19).

2) Один город. См. «Ваалаф-Беер».

3) Город в северной части Иудеи, он же Кириаф-Иарим (Кирьят-Яарим).

4) Город на западной границе Иудеи (И. Нав. 15:11).

Ваалаф — Баалат.

Ваалаф, город в колене Дановом (И. Нав. 19:44) близ Беф-Орона; неизвестно, тот ли это Ваалаф, который построил Соломон (3Цар. 9:18; 2 Пар. 8:6), или нет.

Ваалис (Баалис), аммонитский царь, который приказал убить Годолию, наместника в Иудее (Иер. 40:14; 41:1-10).

Ваал-Гад — Бааль-Гад. Ваал-Гад, город в Ливанской долине, у подножия Ермона, куда проникли воины Иисуса Навина (И. Нав. 11:17; 12:7; 13:5). См. «Кесария Филиппова». Этот город в Суд. 3:3 назван Ваал-Ермоном», и сама гора, вероятно, получила название по этому имени. См. «Ермон».

Ваал-Гамон (Песн. П. 8:11) место, где Соломон имел свой виноградник.

Ваал-Гацор (Бааль-Хацор), город близ Ефрема в Иудее, где находились стада Авессалома (2 Цар. 13:23). См. «Ефрем»

Ваал-Вериф см. «Ваал».

Ваал-Ермон (Бааль-Хермон) (1 Пар. 5: 23), город около горы Ермона, он же Ваал-Гад.

Ваал-Иудин (Баалей-Иегуда), 1) 2 Цар. 6-2; см. «Кириаф-иарим». 2) т.е. мужи Иуды. См. «Кириаф-Иарим».

Ваал-Меон, аморрейский город в колене Рувимовом (Чис. 32:36), называется Бет-Маон у Иер. 48:23 и Беф Ваал-Меон у И. Нав. 13:17; по Иез. 25:9 это моавитский город. Развалины его носят название Майн» и находятся в 10 км к югу от Есевона.

Ваал-Перцим (2 Цар. 5:20). См. «Перацим».

Ваал Цефон — Бааль-Цафон.

Ваал Цефон, место, близ которого расположился израильский народ перед переходом через Чермное или «Красное» море (Исх. 14:2; Чис. 33:7). См. «Красное море».

Ваал-Шалиша, город близ Галгала, на западном склоне горы Ефремовой (4 Цар. 4:42).

Ваала — Баала.

Ваала, город в южной Иудее (И. Нав. 15:29). Может быть, это город Ваала в Иудее, который, по И. Нав. 19:3, принадлежал колену Симеонову. В 1 Пар. он назван Вилга.

Ваалаф-Беер — Баалат-Беер. Ваалаф-Беер (И. Нав. 19:8) или Ваал (1 Пар. 4:33), город в южной части Иудеи, отданный колену Симеонову и названный южной Рамой (И. Нав. 19: 8) и Рамофом южным (1 Цар. 30:27).

Вааса — Баша.

Вааса, военачальник израильского царя Навата. Он убил Навата при осаде Гаваона филистимского и воцарился вместо него. Царствовал о« 24 года от 953-930 до Р.Хр. и истребил дом Иеровоама (срав. 3Цар. 14:7-14). Он проводил жизнь в беззаконии, за что и навлек на себя и свой дом страшное наказание, которое Бог объявил ему через пророка Иуя (3Цар. 15:27-30, 33, 34; 16:1-7,12).

Вавилон — евр. Бавель.

Вавилон, (Быт. 10:10), один из городов царства Нимрода в стране Сеннаар. Об основании его говорится в Быт. 11:1-9. Все жители земли после потопа говорили на одном языке. Чтобы не рассеяться по всей земле, не прославив себя, они решили построить город и башню, высотою до небес; но Господь смешал их язык, так что они не могли понимать друг друга, и, по (необходимости, рассеялись по всей земле. Поэтому и город носит имя Вавилон, т. е. смешение. План основателей был разрушен, но Вавилон стал могущественным, известным всему миру городом. В Библии этот город известен, как столица царства мира сего, враждующая с царством Божиим.

В начале Вавилон был столицей древневавилонского царства (приблизительно, с 2240 до 2050 г. до Р. Хр.); потом из сказаний мы узнаем, что царство Вавилонское подпало под власть ассирийцев (2050 до 625 г. до Р.Хр.). От 625-538 г. вавилоняне, не желая оставаться под властью ассирийцев, основали новую столицу, близ Ниневии, и назвали столицу ново-вавилонского царства тем же именем — Вавилон. Ср. Ис. 13:19; 14:12. В то время, когда вавилоняне находились под властью персов (538-331 г. до Р. Хр.), началось окончательное падение Вавилонского царства, которое и кончилось тем, что в начале 1-го столетия по Р. Хр. от этой знаменитой столицы остались одни развалины. Вавилон некогда был «краса царств, гордость Халдеев» (Ис. 13:19). В нем во время Навуходоносора насчитывались миллионы жителей; его величие обращало на себя внимание всего мира. Стены Вавилона имели 200 локтей (прибл. 100 м) в вышину и 50 локтей (прибл. 25 м) в ширину; по ним свободно могли ехать в ряд 6 колесниц. (Срав. Иер. 51:56). Город славился висячими садами, террасами, построенными над водами Евфрата на высоких арках. — Гордый Вавилон, у рек которого пленный Израиль расположился в шатрах и развесил свои арфы; который принес в жертву своим идолам все сокровища храма Иеговы, — этот «Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» (Иер. 51: 37). «Гордая дочь халдеев, госпожа царств» (Ис. 47:5) по своей торговле и богатству представляла Лондон прежних времен (Кн. Иезек. 17: 4). «Изнеженная, живущая беспечно» (Ис. 47:8), по обеим сторонам Евфрата столица, образующая, согласно запискам Геродота, четырехугольник со сторонами длиною по 120 стадий (более 301/2 км), была окружена глубокими водяными рвами вокруг величественных стен, с сотнями медных ворот. Теперь от всего этого осталось только открытое поле с развалинами, на протяжении 10-15 км с севера на юг. Среди этих развалин, у реки расположен город Гила, населенный арабами. Здесь следует искать древне - вавилонское царство, приблизительно в 400 километрах к северу от Персидского залива. Между множеством куч мусора замечательны шесть массивных груд развалин, которые возвышаются над остальными; пять из этих больших холмов находятся на южном берегу, шестой — к западу, в расстоянии 10 км от упомянутого города Гила. Один из этих холмов, который находится ближе к северу, представляет остатки храма Меродаха. Теперь этот холм носит название Вавил. Он имеет вышину около 66 м. Некоторые принимают его за остатки Вавилонской башни. Согласно другим сведениям, остатки Вавилонской башни нужно искать дальше к югу, в больших развалинах, так называемых, Бурдж Нимруд, т. е. башня Нимрода. Высота этого холма развалин, состоящего из разбитых кирпичей, достигает 66 метров с разрушенной башней на вершине, имеющей 12,1 м в вышину и 8,5 м в ширину, так что вместе с башней высота холма достигает 75 м. Эти развалины, согласно Равлинсону, занимают в окружности более 730 м. Подобие уступов, похожих на террасы, и некоторые другие признаки дают право предположить, что это — описанный Геродотом храм, который он называет башней Бела (Ваала). Автор книги, посетивший эту башню, передает, что она представляет четырехугольную пирамиду с семью террасами 830 м в окружности при основании. Семь террас посвящены семи богам-планетам в следующем порядке, начиная снизу: Сатурн (Адар), Венера (Истар, см. Астарта ), Юпитер (Меродах), Нево (Меркурий), Марс (Нергал), бог луны и бог солнца. Каждая терраса была выкрашена в соответствующий цвет, начиная снизу: черный, белый, оранжевый, синий, пурпуровый, серебряный и золотой.

Часть Вавилона, где находилась эта башня, составляла особый квартал, называвшийся Барсип или Борсиппа; это имя встречается на многих кирпичах. В этой же куче развалин найден цилиндр с вавилонскими письменами, где Навуходоносор сам описывает свои работы по реставрации этой древней башни. Запись гласит так:

«Объявляем, что храм семи светил, башня в Борсиппе, которую построил в древности один царь, высотою в 42 локтя (приблизительно 21 м), еще не имеет верхушки, которую он не успел выстроить, и которая пришла в ветхость. Желоба для стока воды не действуют; от дождей и ветров облезла штукатурка, кирпич стал сильно разрушаться и все здание от времени начало разваливаться, так что скоро будет представлять из себя кучу мусора. Великий бог Меродах побудил меня восстановить разрушающуюся постройку. Основание и стены я оставил без изменения В благоприятный месяц, в счастливый день я скрепил камни основания и обложил стены кирпичей. Столярную работу я сделал заново, и на фасаде башни я увековечил свое имя. Чтобы довершить постройку и поставить верхушку, я поднял руку (клятва) и, как издревле полагалось, так я и построил».

Но ни Нимрод, ни Навуходоносор не могут спорить с Иеговой: все вавилонские башни пали. «Вавилон взят. Вил посрамлен. Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» (Иер. 50:2).

Другой удивительный холм развалин находятся в 5-ти км к северу от Гили и называется Эль-Кае, т. е. замок, остатки которого также колоссальных размеров: 700 локтей в длину (прибл. 348 метров), 600 — в ширину (прибл. 298 метров) и 70 — в вышину (прибл. 35 м). На кирпичиках можно прочесть следующую надпись: «Дворец Навуходоносора, царя Вавилонского, создателя высокого дома — он, живущий в страхе богов Нево и Меродаха: сын Набополассара, царь в Вавилоне».

В недалеком расстоянии находится другой холм развалин, называемый Амрам-бен-Али; на глубине 23 метр, произведенными раскопками обнаружен храм Эсадила, посвященный божеству-хранителю Вавилона Бел-Мардуку.

Из этих холмов за последнее время извлекли тысячи кирпичей с клинообразными письменами. С большим трудом при помощи выкопанных таблиц с одинаковыми текстами на нескольких других языках, ученым удалось прочесть эти клинописи. Теперь мы можем из этих пролежавших тысячелетия кирпичей узнать о Навуходоносоре и других халдейских героях и их подвигах. Эти письмена дают нашей ветхой Библии самое полное подтверждение. Особенно это относится к вопросу о том, кто были первыми жителями этой страны. Согласно Библии, Вавилон первоначально был построен Нимродом, сыном Хуша. Надписи на кирпичах служат ясным доказательством того, что задолго до семитической культуры в Халдее существовала культура, более древнего происхождения, язык которой не имел никакого сходства с еврейским или арабским, но с ясными признаками турецко-татарского происхождения. Это был аккадрский народ, создавший халдейскую культуру. Он же изобрел клинообразные письмена и воздвиг города Ур (Бытие 11:28), Эреж, Арку, Вавилон и другие, о чем свидетельствуют надписи на кирпичах и Библия. С этим народом за 3000 лет до Р. Хр соединился, так называемый, протохалдейский, не-семитический элемент. Семиты, пришедшие из Аравии и постепенно забравшие в свои руки власть, приняли их халдейскую культуру и образование. Позднейшие властители, после 1500 г. до Р. Хр., называли себя в письменах: «царь Сумира (Сеннаар?) и Аккада». Это наименование показывает нам, что вавилонская национальность имеет двоякое происхождение.

Писатель Бероз ( Berosos ) передает нам из древнейшей вавилонской истории о трех династиях: во-первых, 49 халдейских царей в период 458 лет; далее, 9 аравийских царей в период 245 лет и, наконец, 49 ассирийских царей в период 526 лет. Более определенные сведения о вавилонских царях мы имеем после 747 года до Р. Хр. В «Птолемеевых правилах» вавилонские монархи перечисляются по порядку с указанием точного времени царствования каждого, начиная от Навонассара (747 года до Р.Хр.), до последнего персидского царя, который был убит Александром Великим в 331 году до Р Хр С разрушением Ниневии (625 г. до Р Хр.) Вавилон стал могущественным городом Царями его в это и последующие времена были: Набополассар (625 до Р.Хр.), Навуходоносор (604 г.), Эвильмеродах (560 г.), Периглиссар (559 г.), Лаборосоарход 556 г.), Набонид (в письменах Набунахид), 556-538 г. до Р. Хр. Затем Вавилон был взят мидянами и персами в ночь, когда жители его легкомысленно пировали. Мидяне и персы отвели русло реки и проникли в город по старому руслу, захватили его и перебили пировавших вавилонян (Иер. 51: 31,39; срав. Ис. 21:1-9). После смерти Александра Великого резиденция (местопребывание) царя была перенесена из Вавилона в Антиохию. Так пал Вавилон и стал грудою развалин (Иер. 51:37). Все соседние народы собирали в нем кирпичи для постройки своих городов.

В Новом Завете мы встречаем название Вавилон, напр., в Мат. 1:11. Петр передает привет от церкви в Вавилоне (1 Пет. 5:13). По всей вероятности, здесь подразумевается древний Вавилон, где иудеи давно уже поселились. Высказывается мнение, что это город в Египте; другие же истолковывают это слово в аллегорическом (иносказательном) смысле, относя это к Риму: «Вавилон, город великий» (Отк. 14:8; 16:19; 18:2).

Вавилонская земля (Иер. 51:29) или Вавилон соответствует теперешнему Ираку, в нижнем течении Евфрата и Тигра, от Ассирии на севере до Персидского залива на юге. В древности эта. земля называлась Землею Сеннаар (Быт. 10:10; Дан. 1:2); а в последующие века Халдеей или Халдейской страной (Иер. 24:5; 25:12; Иер. 50:8; Иез. 12:13). Поверхность ее ровная, низменная, без гор и холмов; страна изобилует водой, благодаря разлитию Евфрата и Тигра. В древние времена Вавилон орошался посредством множества каналов, и был необычайно плодородной страной. Пшеница и ячмень давали урожай сам 200-300; пшено вырастало подобно дереву. Из бесчисленного множества финиковых рощ и др. жители не только собирали плоды для пропитания, но и добывали вино и мед. Недостаток строительного материала возмещался неистощимым запасом глины, которую сушили и обжигали в печах или на солнце. Связующий материал добывался из многих нефтяных и смоляных залежей. Эта плодородная страна, некогда застроенная городами и густо населенная, ныне, по большей части, пустынна и болотиста (Ис. 14:23).

Ваеса, см. «Вааса».

Вала, см. Ваала».

Валак — Балак.

Валак, сын Сепфоров, Моавит. царь, боясь, что израильтяне истребят его, как они уже истребили Сигсина и Ога, объявил им войну (И, Нав. 24:9; Суд. 11:25) и пригласил прорицателя Валаама, чтобы он проклял израильтян (Чис.22.24; Мих. 6:5), но Валаам был принужден благословить израильтян, и поэтому Валак должен был оставить затеянную войну, хотя ему удалось другим путем поразить израильский народ (Отк. 2:14; Сравн. Чис. 31: 16).

Валаам (Билеам) (евр. Вилеам в Ветхом Завете и Валаам в Новом Завете).

1) Сын Веоров (2 Пет. 2:15), прорицатель, жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему моавитскии царь Валак послал пригласить к себе, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22:5). Валаам вопросил Господа и, когда Господь запретил ему это сделать, он отказался ехать с посланными. Тогда Валак послал других посланников, больше и знаменитее первых. Валаам сперва вторично отказался, но потом попросил их подождать до следующего дня. Ночью Господь посетил его и позволил ехать, приказав делать то, что Бог повелит ему. Валаам поехал. Тогда воспылал гнев Божий на него, и Ангел Господень стал с поднятым мечом на его пути, так что ослица Валаама своротила в сторону. Валаам не видел того, что видела ослица, и стал бить ее, чтобы понудить животное идти по выбранному им пути Животное в страхе упало на землю. Валаам «возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговоривши человеческим голосом, остановила безумие пророка» (2 Пет. 2:15, 16; Чис. 22:28 и дал.). Тогда Валаам увидел Ангела и исповедал свой грех. Ангел позволил ему продолжать путь, но приказал делать лишь то, что он скажет ему. Таким образом Валаам должен был благословить Израиля, хотя это противоречило намерениям Валака. На трех возвышенностях были поставлены жертвенники: во-первых, на высотах Вааловых (Чис. 22:41), затем на Фасге (Чис. 23:14) и, наконец, на Фегоре (Чис. 23:28). Каждый раз Валаам принужден был произносить благословение все богаче и все полнее, а третье благословение в Чис. 24 соединено с удивительным пророчеством о звезде от Иакова и о жезле от Израиля (Чис. 24:17-19). Это одно из самых прекрасных и возвышенных мест в Ветхом Завете. Валаам пошел обратно в свое место (Чис. 24:25), но на обратном пути остановился и подал злые советы моавитянам и мадионитянам о вовлечении Израиля в блуд и служение Фегору (Чис. 31:16; Отк. 2:14), за что и последовал суд Божий, от которого погибло 24000 человек (Чис. 25). Впоследствии Валаам во время сражения мадианитян с израильтянами был убит последними (Чис. 31:8).

Валла (Бильха) 1) Служанка Рахили, мать сыновей Иакова Дана и Неффалима (Быт. 30:3 и далее).

2) См. «Ваала»

Валтасар — Бэльтешацар.

Валтасар 1) Последний халдейский царь в Вавилоне, который проявил свое безбожие в том, что на пиру вместе со своими придворными пил из священных сосудов, захваченных Навуходоносором в Иерусалимском храме. Этот пир был нарушен появившеюся рукою, которая начертала на стене таинственные письмена, объясненные Даниилом, как суд над царем и его царством: см. «Мене». В эту ночь Валтасар был убит и город взят Киром в 538 г. до Р. Хр. (Дан. 5).

Из всеобщей истории известно, что последним царем в Вавилоне был Набонед или Лабинет, и что он не был захвачен врагами в Вавилоне, а в Борсиппе, уже после того, как столица была взята. Между тем очень недавно открылось, что действительно был царь Валтасар, сын Набонеда. На одном вавилонском цилиндре сам царь Набонед (Набунахил, т. е. Нево возвышен) написал о Валтасаре: «хабал ришту питх либбна, т. е. Валтасар, мой первородный сын, потомок моего рода (Мелин). По всей вероятности, когда Набонед оставил Вавилон, чтобы сражаться с Киром, его сын Валтасар, остался в городе, как его заместитель. Имя Валтасар пишется в клинообразных записях как Билсар-Упур, т.е. Бел, храни царя. В книге пророка Даниила написано, что Навуходоносор был отцом Валтасара; это нужно толковать в широком смысле.

2) Дан. 1:7. См. «Даниил».

Вамоф — Бамот.

Вамоф, т.е. вершины, — стоянка израильтян близ моавитской границы (Чис. 20); называется также высоты Вааловы» (Чис. 22:41) и «Вамоф-Ваал» (И. Нав. 13:17), о котором говорится, что это место принадлежало колену Рувимову.

Ванея — Бен-Ягу.

Ванея 1) Сын Иодая, один из начальников при дворе Давида (2 Цар. 8:18). Приводится много примеров его отваги (2 Цар. 23:20). Он поступил на службу и к Соломону, противодействовал заговору Адонии; по повелению Соломона, убил Иоава, и сам занял его место (3 Цар. 1:36; 2:29-31).

2) Пиратонянин, другой герой Давида (2 Цар. 23:30).

Варавва, осужденный на смерть разбойник, который содержался в тюрьме за возмущение и убийство. Пилат по случаю праздника Пасхи, обыкновенно, отпускал одного из узников на свободу по выбору народа. Желая спасти Иисуса Христа, Пилат предложил отпустить Его, но евреи просили отпустить Варавву, что Пилат и сделал (Мат. 27:16; Map . 15:7; Лук. 23:18; Иоан. 18:40).

Варак — Барак.

Варак, сын Авиноама (Суд. 4:6), призван Богом через Девору для освобождения Израиля от ига царя Иавина. Получив уверенность в содействии пророчицы, он собрал 10.000 мужей и расположился на горе Фаворе. Бог сражался за Израиля (Суд. 4). В хвалебной песне Деворы и барака описывается их великая победа (Суд. 5). Варак упоминается в числе мужей веры (Евр. 11:32).

Варахий (Берехья) 1) Отец пророка Захарии (Зах. 1:1).

2) Отец другого Захарии (Мат. 23: 35).

3) Отец Асафа (1 Пар. 6:39).

4) Придверник у ковчега Завета (1 Пар. 15:23).

Варвар человек, говорящий на незнакомом языке, чужестранец. Греки называли варварами другие народы, как бы они культурны ни были. Поэтому мы встречаем у Павла выражение «Еллинам и варварам» (Рим. 1:14; срав. Колос. 3:11).

Вариисус (Деян. 13:6-11). См. «Елима».

Варнава т. е. «сын утешения», один из первых, обращенных к Господу апостолами. Это был левит по имени Иосия, родом кипрянин; о нем говорится, что он продал свое имение и положил к ногам апостолов вырученную сумму (Деян. 4:36,37). Когда Павел прибыл в Иерусалим, то Варнава ввел его в среду апостолов (Деян. 9:26). Спустя 2 года Иерусалимская община, узнав об успешном распространении евангелия в Антиохии, послала туда Варнаву, который возрадовался, увидев там благодать Божию (Деян, 11:22 и дал.). Оттуда он отправился в Таре и привел Павла в Антиохию, где они и пробыли, приблизительно, до 45 года, т. е. до того времени, когда антиохийские братья послали помощь братьям в Иерусалиме в связи с бывшим там голодом. Из Иерусалима они скоро вернулись обратно с Иоанном Марком (Деян. 11:28; 12:25). Во время их пребывания в Антиохии, Дух Святой повелел церкви отделить Павла и Варнаву для того служения, которое Он предназначил им: основать новые общины среди язычников (Деян. 13:2). Они посетили Кипр и многие города Малой Азии (Деян. 13:14). После этого Варнава сопровождал Павла в Иерусалим на апостольский собор, где свидетельствовал о деле Божием среди язычников и стоял за освобождение уверовавших из них от обязанности обрезываться и соблюдать все законы Моисея (Деян. 15). Впоследствии, однако, он впал в заблуждение, принимая участие в лицемерии Петра, которое было строго обличено Павлом (Гал. 2:13). Перед 2-м миссионерским путешествием с Павлом Варнава хотел взять с собой своего племянника Иоанна Марка, отставшего от них во время первого путешествия, но Павел воспротивился, что послужило поводом к разногласию между ним и Павлом, после чего они разошлись: Павел и Сила поехали в Сирию, а Варнава с Марком на Кипр (Деян. 15:36, 41). Из слов Павла о Варнаве в 1 Кор. 3:6 можно заключить, что они снова соединились.

Варсава 1) Иосиф, называемый Варсавой, прозванный Иустом (Деян. 1:23), один из первых учеников Христа; он был один из двух, о которых бросали жребий для избрания в апостолы вместо Иуды Искариота.

2) Варсава Иуда, пророк в Иерусалимской общине, назначенный вместе с Силой сопровождать Павла и Варнаву в Антиохию с письмом и приветом от апостольского собора в Иерусалиме (Деян. 15:22).

Вартимей, сын Тимея, слепой, исцеленный Христом по дороге из Иерихона (Map. 10:46).

Варух — Барух.

Варух, сын Ниряя, принадлежал к одному из самых знатных родов в Иудее, верный друг пророка Иеремии. Он записывал под диктовку Иеремии все его пророчества и прочитал написанное народу. Эта же книга была прочтена царю Иоакиму, который тут же сжег ее. Варух снова написал эту книгу с некоторыми добавлениями (Иер. 36). Вместе с Иеремией Варух терпел преследования и страдания, вместе с ним был заключен в темницу и отправился в Египет (Иер. 32:12, 16; 43:3,6). После смерти Иеремии, по сведениям раввинов, Варух возвратился в Вавилон.

Варфоломей, один из 12 апостолов (Мат. 10:3; Map . 3:18; Лк. 6:14; Деян. 1:13), упоминается вместе с Филиппом и, по-видимому, был тем же лицом, которого Иоанн называет Нафанаилом (Иоан. 1:45; 21:2). Вероятно, его действительное имя было Нафанаил, а Варфоломей, т. е. сын Фоломея, показывает его род (фамилию).

Васан — Башан.

Васан, северная часть восточной Иорданской страны, между Ермоном с северной стороны и Галаадом с южной (Втор. 3:3,10,14; И. Нав. 12:3; 1 Пар. 5:23). Страна эта известна своими пастбищами и величественными дубами (Ис. 2:13: Иез. 27:6; 39:18; Зах. 11:2; Ам. 4:1), а также как убежище диких зверей (Втор. 33:22). Часто Васан сопоставляется с Кармилом и Ливаном, как с самыми прекрасными местностями страны (Иер. 50:19; Наум. 1:4). После поражения Васанского царя Ога и взятия его укрепленных городов, эта земля вместе с половиной Галаада была отдана полуколену Манассиину (И. Нав. 13:29-32).

Васемафа (Басмат) 1) См. «Ада 2».

2) Одна из дочерей Соломона. См. «Ахимаас».

Василиск. См. «Змея».

Вафрнй. См. «Фараон 13».

Вафуил (Бетуэль) 1) Сын Нахора, племянник Авраама, отец Ревеки (Быт. 22:22,23; 24.24).

2) Город колена Симеонова. Этот город в 1 Пар. 4:30 назван Бефуилом, в 1 Цар. 30:27 — Вефшем и у И. Нав. 19:4 — Вефулом.

Вдова — евр. альмана.

Вдова. По древнему обычаю, утвержденному потом законом (Быт. 38:8; Втор. 25:5 и дал.), брату мужа или его ближнему родственнику следовало жениться на вдове, если она осталась бездетной (Мат. 22:24; Руф. 3:12; 4:1 и дал.). Согласно закону, вдовы должны были получать пропитание из десятины от всех произведений, отделяемой через каждые три года Втор. 14: 28 и дал.), из остатков от жатвы (Втор. 24:19 и дал.), или от праздничной трапезы (Втор. 16:11 и дал.). Напоминание об этом встречается часто (Ис. 1:17; Иер. 22:3). Об особенном попечении и заботах Божиих о вдовах и сиротах часто упоминается в Священном Писании. Первосвященнику было запрещено жениться на вдове (Лев. 21:14). В апостольской общине бедные вдовы содержались на общий счет (Деян. 6:1 и дал.), по поводу чего Ап. Павел и дает различные советы в 1 Тим. 5:3 и далее; в ст. 9 говорится: «вдовица должна быть избираемая не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа ч т. д. Из этого видно, что уже тогда было положено начало тому порядку, который существовал в первые века христианства до времени Константина Великого, именно, избрание старых, известных общине женщин для присмотра за молодыми, подобно тому, как пресвитеры имели надзор за более молодыми мужчинами. По словам Тертуллиана, вдовицы сидели с непокрытыми головами на скамьях пресвитеров во время богослужения. Ср. Тит. 2:3 и далее.

Вдохновение или сверхъестественное воздействие Духа Божия, Который внушал авторам библейских книг, что нужно было писать, и хранил их от ошибок. О боговдохновенности библейских книг написано в 2 Тим. 3:16: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Во 2 Пет. 1:21: «изрекали его (пророчество) святые Божий человечки, будучи движимы Духом Святым»; и в 1 Пет. 1:10,11 о том, что пророки в своих изысканиях руководились Духом Христовым, Который был в них. Господь Иисус обещал Своим ученикам, что Дух Отца будет руководить ими, когда Бог призовет их для свидетельства (Мат. 10:19,20; Иоан. 16: 13) Церковь Христова признавала и признает книги Нового Завета такими же боговдохновенными, как и книги Ветхого Завета (срав Лев. 24:12; Езд. 7:27; Неем. 2:12; Иер. 20:7-9; 1 Кор. 7:10,25,40; 11:23).

Ведро. См. «Мера».

Веельзевул (Бааль-Зевель), т.е. бог навоза, и Веельзевув, т е. бог мух (Мат. 10:25). См. «Ваал».

Везен — Безек.

Везек, город, основанный Адони Везеком, по всей вероятности, в уделе колена Иудина (Суд. 1:4, 5). Саул осмотрел свои войска в Везеке и оттуда выступил на защиту Иависа Галаадского (1 Цар. 11:8).

Веелиада (Баальяда) (1 Пар. 14:7), один из сыновей Давида, названный во 2 Цар. 5:16 и 1 Пар. 3:8 Елиада и Елидае.

Велиар — Блияаль. Велиар, евр. слово, обозначающее зло, безбожие. Так, в основном тексте говорится о сыне Велиара (1 Цар. 25: 17), дочери Велиара (1 Цар. 1:16); детях Велиара (Суд. 19:22). Иногда этим словом обозначается смерть и погибель. В Пс. 17:5 (евр.) говорится о потоках Велиара; в книге Наума 1:15 нечестивый в евр. тексте называется Велиаром. Ап. Павел называет Велиаром дьявола (2 Кор. 6:15).

Великое море. См. «Море».

Венадад (Бенхадад). Этим именем назывались три царя в Дамаске, столице Сирии.

1) Сын Тавримона, подкупленный царем Азой, пошел войною на Ваасу, царя Израильского, и разорил все колено Неффалимово (3Цар. 15:18).

2) Сирийский царь Венадад 2. с большим войском был разбит Ахавом, царем Израильским (3Цар. 20). Сила Иеговы, которая была против сирийцев, показала, что «Бог не есть Бог только гор, но и долин», и Венадад 2. был вторично разбит небольшим отрядом израильтян, потеряв все свое войско (3Цар. 20:23,28-30). Ахав пощадил его жизнь, вопреки повелению Божиему и даже подружился с ним, заключив мир. Условие этого примирения, как видно, не было выполнено, так как три года спустя Ахав пошел на него войной, но был разбит (3Цар. 22). Приблизительно через 9 лет после этого Венадад опять появился в Израиле, но пророк Елисей разрушил все его планы (4 Цар. 6:8 и дал.). Потом опять возобновил он войну и осадил Самарию, жители которой испытывали ужасный голод (4Цар. 6:25), но Бог устрашил ночью его войско и оно бежало, оставив все свое имущество израильтянам (4 Цар. 7:6,7). Во время своей болезни Венадад послал Азаила к пророку Елисею, находившемуся в то время в Дамаске, узнать об исходе его болезни. Пророк ответил, что он умрет. На другой день царь был убит и Азаил занял его престол.

Венадад 2. упоминается под именем Бинхидри в записях царя Салманассара 2., где сказано, что он победил Бинхидри из Дамаска, который в то время был в союзе с Ахааббу Сирдан, то есть Ахавом из Израиля. Чудное подтверждение 3Цар. 20:34, где сказано, что Ахав после сражения при Афеке заключил союз с Венададом.

3) Сын Азаила. Его отец положил на израильский народ тяжелое иго и беспощадно притеснял его. Венадад потерял все, что приобрел его отец, быв трижды поражен царем Иоасом (4 Цар. 13:3,25; Иер. 49:27; Ам. 1:4).

Венец. См. «Платье».

Венец

дома Иоава (евр. Атароф-Беф-Иоав), город в колене Иудином (1 Пар. 2:54)

Вениамин — Бен-ямин.

Вениамин, младший сын Иакова и Рахили (Быт. 35:16). Рахиль умерла вскоре после его рождения и, умирая, назвала его Бенони, т. е. сын моего страдания; но Иаков дал ему имя Вениамин, т. е. сын моей правой, руки, или сын счастья. Он был особенно любим своим отцом и братом Иосифом (Быт. 42; 43; 45:12,14).

Вениаминово колено — евр. шевет Бен-ямин.

Вениаминово колено (Чис. 1:11; Отк. 7;6) в начале было одно из самых малочисленных (Чис. 1:37), но, со временем, возросло (2 Пар. 14:8; 17:17). Народ этого колена был воинственный храбрый: «хищный волк» (Быт. 49: 27). Насилие, совершенное в Гиве, чуть было не привело к его полному истреблению (Суд. 19; 20; 21). Владения его не были велики, но земля была плодородна и занимала центральное положение между коленами Иудиным, Ефремовым и морем (И. Нав. 18:11). Южная граница пересекала окрестности Иерусалима между священными горами: «возлюбленный Господом обитает у Него безопасно» (Втор. 33:12). Вениаминитяне славились как ловкие стрелки из лука и владели пращей. Особые мужи имели обычай сражаться левой рукой (Суд. 3:15; 20:16; 1 Пар. 8:40; 2 Пар. 14:8). Когда Давид, после смерти Саула, занял престол, он был особенно любим коленом Иудиным. Вениаминитяне же были сторонниками старой династии и противниками царства Иудейского (2 Пар. 2:9,15,25; 16:11; 20:1; Пс. 7:1). Однако, во время разделения царства колено Вениаминово присоединилось к колену Иудиному и эти два колена постоянно были в близких отношениях (3Цар. 12:21,23; 2 Пар. 11:10,12; Езд. 4:1; 10:9), хотя некоторые из больших городов, как, напр., Вефиль, Галгал, Иерихон, отошли к северному царству, царь Саул и Савл из Тарса были вениаминитянами (1 Пар. 9:21; Фил. 3:5).

Вениаминовы ворота. См. «Ворота Ефрема».

Вено — евр. моар.

Вено (Быт. 34:12; Исх. 22:16; 1 Цар. 18-Г51* Веном называется выкуп, который жених должен был дать родственникам невесты. Веном Иакова было 14-летнее служение (Быт. 29:18 и дал.). См. «Брак».

Венок. См. «Платье».

Веон, город в восточной части Иорданской страны (Чис. 32:3). См. «Ваал-Меон».

Верба. См. «Ива».

Верблюд (евр. гамал), по закону, нечистое животное (Лев. 11:4); израильтяне, как и окружающие их народы, пользовались им для перевозки тяжестей, верховой езды, а также во время войны (4 Цар. 8:9; Быт. 24:64; 1 Цар. 30:17). Верблюды водились в Египте (Быт. 12:16), Ефиопии (2 Пар. 14:15), Кидаре и Асоре (Иер. 49:29). Царица Савская привезла Соломону на верблюдах пряности, золото и драгоценные камни (3Цар. 10:2). Давид напал на гессурян и амаликитян, и отнял у них, между прочим, верблюдов (1 Цар. 27:9). У Иова под конец его жизни было 6000 верблюдов (Иов. 42: 12). Верблюдов у мадианитян и их союзников было, как песку на берегу моря (Книга Судей 7:12). Верблюд может долгое время (до 14 дней) оставаться без воды и удовлетворяет голод самыми грубыми растениями, как, напр., репейником, тернием, т. п.. Поэтому он незаменим при путешествии по пустыне; арабы называют его «кораблем пустыни» и видят в нем особое проявление благости Творца. Верблюд может переносить огромные тяжести. Ступни его снабжены мягкими, эластичными подушками, отчего его ноги не тонут в песке. Верблюжье молоко очень питательно. Среди подарков Иакова Исаву упоминаются 30 дойных верблюдиц с верблюжатами (Быт. 32:15). Арабы едят верблюжье мясо, а из шерсти приготовляют одежду. Иоанн Креститель носил одежду из верблюжьей шерсти (Мат. 3:4), вероятно, и Илия носил такую же (4 Цар. 1:8). Одногорбые верблюды или дромадеры, подвижнее двугорбых. Верблюды, о которых говорится в Библии одногорбые; они и теперь еще водятся в библейских странах; двугорбые же чаще встречаются в средней и восточной Азии. Как в древние времена, так и теперь, арабы украшают шеи верблюдов цепочками с пряжками (Суд 8:21,26).

Относительно верблюдов у евреев и арабов существует много поговорок: напр., «верблюду пройти сквозь игольные уши» (Мат. 19:24) или «оцеживать комара, а поглощать верблюда» (Мат. 23:24).

Вервь — евр. хевель.

Вервь или веревка. Быт. 38:18,25 (перевязь); Суд. 16:9 (тетива); Чис. 15:38 (нить); Ис. 44:13 (линия); Ам. 7:17) (межевая вервь); в переносном смысле размежеванная земля или участок, напр., И. Нав. 17:5,14; 19:9; Втор. 32:9. Срав. Пс. 18:5, где евр. слово веревка (русск. Библия — звук) одни истолковывают, как область, другие, как струну или звук (Рим. 10:18).

Вереи (евр. мезузот) — столбы, на которых укрепляются петли ворот. (Пс. 147:2).

Вереника, старшая дочь Ирода Агриппы 1-го и сестра молодого Агриппы (Деян. 25:13,23; 26:30), была хороша собою. Вначале она была замужем за своим дядей, Иродом из Халкиды; после его смерти, чтобы отвлечь подозрения относительно предосудительной связи со своим братом, вышла замуж за Полемона, царя Киликийского, но вскоре развелась с ним и вернулась к своему брату; Вереника была любовницей Веспасиана и Тита.

Веретено (евр. пёлех), необходимая принадлежность для пряжи. См. «Прялка». Во 2 Цар. 3:29 (евр. «держащий веретено», т. е. опирающийся на посох) упоминается калека, который годится только для женской роботы, или же человек, ходящий на костылях.

Верзелий (Барзелий) 1) Из Мехолы, отец зятя Саулова — Адриэла (2 Цар. 21:8).

2) Старый и богатый житель Галаада, который проявил хорошее отношение к Давиду во время восстания Авесалома: он послал Давиду большие запасы и проводил его за Иордан, но просил разрешения не сопровождать царя в Иерусалим по причине своей глубокой старости (2 Цар. 17:27; 19:31). Давид перед смертью вменил Соломону в обязанность заботиться о детях Верзеллия (3Цар. 2:7).

3) Священник во время Зоровавеля, женатый на одной из дочерей Верзеллия 2. и затем принявший его имя (Езд. 2:61; Неем. 7:63).

Верия, город в Македонии, расположенный у подошвы горы, в 20 англ. милях от Фессалоник. Павел проповедовал там Евангелие и верийцы исследовали Писание с целью узнать, соответствует ли учение Павла ветхозаветным книгам Св. Писания, после чего многие уверовали (Деян. 17:1-11). Сосипатр был родом из Верии (20:4).

Веселиил (Бецалель), сын Урии из колена Иудина и Аголиав, сын Ахисамаха, из колена Данова, его помощник — строители скинии (Исх. 3:2,6).

Ветер и вихрь посылаются Господом то как благословение, то как наказание (Иов. 37:10 и дал.), но большею частью символизируют праведные суды Всемогущего (Пс. 82:16; Прит. 1:27; Ис. 17:13; 21:1; 29:6; 66:15). Особенно страшен восточный палящий ветер — сирокко (Пс. 10:6), несущийся из знойной аравийской пустыни (Иов. 1: 19; 27:21; Иор. 13:24; 4:11) иссушающий все на своем пути (Ис. 40:7; Иер. 17:8; Иез. 17:10; 19:12), разбивающий корабли на море (Пс. 47:8; Иез. 27:26) и наполняющий воздух желтой песчаной пылью, от которой меркнет солнце (Ис. 13:10; Срав. Иоил. 2:10, 30 и дал.; Деян. 2:19 и дал.). Этот ветер иногда символизирует нечестие и идолопоклонство (Ос. 12:1; Иов. 15: 2); «четыре ветра» упоминаемые в Библии, обозначают четыре страны света (Иез. 37:9; Дан. 8:8; Зах. 2:6; Мат 24:31). Северные и южные ветры были желательны для растительности в садах (Пеон. П. 4:16). В Деян. 27: 4,14 упоминаются сильные противные ветры (Эвроклидон или востоко-северовосточный). О ветрах в Палестине, 1 см. «Палестина».

Ветоним - Бетоним.

Ветоним, город в северной части владений Гада (И. Нав. 13:26). Развалины этого города, называемые Батне, находятся к юго-западу от Мертвого моря (Рама в Галааде).

Вечернее жертвоприношение — см. «Утреннее и вечернее жертвоприношение».

Вечер — евр. зрев. Вечер. Это слово встречается в Исх. 12:6; Чис. 9:23; о значении его — см. «утреннее и вечернее жертвоприношение».

Вечеря Господня, см. «Ужин».

Вечный и вечность. Эти слова обозначают безначальное и бесконечное, т. е. то, что стоит над понятием о времени. Так выражаются о Боге; уже в Быт. 21:33 сказано, что Авраам в Вирсавии призвал имя Господа Бога Вечного (евр. Ель-олам); срав. Пс. 89: 3; 103: 31; Ис. 41:4; 57:15; 1 Тим. 1:17; 6:16.

Далее, эти слова употребляются для обозначения того, что имеет начало по времени, но не имеет конца. Так должно понимать изречение в Еккл. 12:5, где говорится о человеке, который, умирая, отходит в вечный дом свой», о вечной славе, которая ожидает верующих после кратковременного страдания (2 Кор, 4:17), и вообще о вечной жизни, которая даруется через Христа (Иоан. 3:16; Мат. 25:46), о вечном царстве, вечном наследии, вечном искуплении (2 Пет. 1:11; Евр. 9:12, 15); с другой стороны, также о вечном огне и мучении (Мат. 25:41, 46), о вечном суде (Евр. 6:2) и о вечной погибели (2 Фес. 1:9). Нужно заметить, что эти слова употребляются то в широком, то в более узком значении, что выясняется из смысла контекста. Например, говорится о завете «навсегда между Богом, людьми и животными (Быт. 9:12), или о том, что земля не поколеблется (Пс. 103:5; срав. Лук. 1:33 с 1 Кор. 15:24). Как еврейское слово «олам1, так и греческое «айон» обозначают нередко ограниченный период времени, т. е. имеющий начало и конец. Поэтому написано о вечности, т. е. периодах времени или веках, напр., в 1 Тим. 1:17 «царь веков», или в Евр. 1:2 «веки», или в Мат. 12:32, где говорится об этом веке, противополагая его будущему и т.д. Итак, слово «вечный» обозначает иногда «продолжительный»: так, напр., говорится, что города Восора сделаются вечно пустыми (Иер. 49:13), также, что Иисус Навин обратил Гай в вечные развалины (И. Нав. 8:28), хотя Гай впоследствии отстроился (Езд. 2:28); или, что Анхус надеялся иметь Давида слугою «вовек» (1 Цар. 27:12). Приведенные примеры нельзя толковать в смысле бесконечности. По Втор. 15:17, раб, который на седьмой год своей службы не хотел уходить от своего господина и стать свободным, оставался рабом «навек» после прикалывания его уха к косяку двери; в данном месте слово «навек» означает на всю жизнь. В Библии «Карла 12-го» (перевод, сделанный в его царствование) к Втор. 15:17 относится следующее примечание: «Здесь видно, что еврейское слово «олам» не всегда обозначает бесконечность, но иногда — продолжительное время, напр., дни жизни человека, или время существования какого-нибудь правления; поэтому, когда Бог повелел исполнять левитские постановления «леолам» (вовек), то из этого не следует, что они никогда не упразднятся, ибо «леолам» в этом месте обозначает: во все время существования еврейского правления, до тех пор, пока не придет Мессия. Срав. слово «айон» в Иоан. 8:35 и слово «олам» и Иер. 17:4; Иез. 16:60 и далее. Слово «олам» употребляется не только в значении неопределенного периода времени в выше приведенных примерах, а также в существовании земли и луны (Еккл. 1:4; Пс. 77:69; 88:38), но также иногда о давно прошедшем времени, Прит. 8:23; Ис. 61:4 («олам» по-русски переведено «древние»), Иер. 5:15 и т. д. В таком же смысле употребляется и греческое слово «айон», напр.. Лук. 1:70; Иоан. 9:32; Деян. 3:21 Царем веков» называется Бог в 1 Тим. 1:17, как владычествующий над сменяющими друг друга периодами времени и над тем, что происходит в их продолжении».

Веф-Дагон, город колена Асирова (И. Нав. 19:27).

Вефиль (Бейт-Эль), т. е. дом Божий.

1) Город к западу от Гая; недалеко от Вефиля Авраам соорудил жертвенник Богу (Быт. 12:8); здесь Иаков видел во сне Бога и его ангелов, и назвал это место Вефиль — «Дом Божий» вместо прежнего названия Луз (Быт. 28:19; Суд. 1:23). Иаков впоследствии поставил здесь жертвенник Богу (Быт. 35:1 и дал.). Это место было завоевано Иисусом Навином и отдано колену Вениаминову (И. Нав. 12:16; 18:22), но вместо него здесь поселилось колено Ефремове; таким образом Вефиль перешел во владение царства Израильского (Суд. 1:22). В «доме Божием», т. е. в Вефиле, находился некоторое время Ковчег Завета (Суд. 20:26,27; 1 Цар. 10:3). В этом месте пророк Самуил ежегодно рассматривал все тяжбы и производил суд по правде (1 Цар. 7:16). После времени Соломона Вефиль стал центром идолопоклонства. Иеровоам, имея в виду святость этого места, поставил там одного из золотых тельцов (3Цар. 12:29), чтобы удержать народ от паломничества в Иерусалим; поэтому пророки Господни часто высказывали осуждение и угрозы по отношению к Вефилю (3 Цар. 13:1,2; Иер. 48:13; срав. «Веф-Авен»; Ос. 4:15; 8:5; 10:15; Ам. 3: 14; 4:4; 7:10). Очищение этого места от идолов начал Иосия (4 Цар. 23:15). После Вавилонского плена Вефиль заселился вениаминитянами (Неем. 7:32; 11:31). У Зах. 7:2 говорится, что Вефиль послал спросить у Господа, поститься ли ему по примеру прошлых лет. Вефиль существовал еще во времена римского владычества в виде небольшого города. Теперь это селение Бетин, где стены хижин — остатки разрушенных храмов и дворцов. Оно расположено в 15-ти км к северу от Иерусалима.

2) См. «Бефуил 2».

Вефорон. См. Беф-Орон».

Веффегор. См. «Беф-Фегор».

Вефхором, место, принадлежавшее колену Данову, близ Масифы, известное по поражению здесь филистимлян (1 Цар. 7:11).

Видения. Смотри «Сновидения, пророки».

Видения Исайи, сына Амосова, пророка (книга). См. «Библия».

Видения прозорливца Иоиля о Иеровоаме, сыне Наватовом. См. «Библия».

Вилдад (Бильдад) савхеянин, второй из друзей Иова (Иов. 2:11; 8; 18:25).

Вил (Ис. 46:1). См. «Ваал».

Вино часто упоминается, как один из лучших даров Творца (Втор. 7:13; 33:28; Суд. 9:13; Пс. 103:15; Ис. 55: 1) но, с другой стороны, нередко изображается, как напиток, приносящий проклятие при злоупотреблении им (2 Цар. 13:28; Прит. 20:1; 21:17; Ис. 5:11; 28:7; 56:12). Употребление вина в известных случаях было воспрещено, напр., священникам при исполнении служебных обязанностей (Лев. 10:9) и назореям (Чис. 6:3). Существовали также известные общества или роды, члены которых совершенно отказались от употребления вина, напр., рехавиты (Иер. 35), ессеи, см. Партии». Предостережения против греха пьянства часто даются народу Божию в Ветхом и Новом Заветах (Прит. 23:29 и дал.; 31:4 и дал.; Авв. 2:5; Еф. 5:18; 1 Тим. 3:3). На ряду с этим, однако, допускается умеренное употребление укрепляющего вина (Пс. 103:15; 1 Тим. 5:23).

По всей вероятности, евреи обычно пили вино смешанное с водой. Древние греки и римляне разбавляли его водой следующим образом: на три части воды 1 часть вина, или на 5 частей воды 2 части вина. Смесь, состоявшая из равных частей воды и вина, считалась очень крепкой и употреблялась только пьяницами. По Талмуду, евреи также разбавляли вино водою. Иногда увеличивали крепость вина добавлением пряностей (См. Пс. 74:9; Прит. 9:2, 5; Пес. Песн. 7:3). Срав. слово «Мум-так, т. е. вино, приправленное в Прит. 23:30; Ис. 65:11. Прежде чем пить вино процеживали его (Ис. 25:6; Срав. Мат. 23:24). Наряду с вином часто упоминается «шекар» (по-русски сикера), т.е. крепкие напитки: различные искусственно приготовленные вина из фиников или ячменя. Вино и сикера запрещаются священникам и назореям (Лев. 10:9; Чис. 6:3: Срав. 1 Цар. 1:15; Прит. 20:1; 31:4). В Песн. П. 8:2 упоминается особый напиток (азис) из гранатовых яблок.

Вино употреблялось не только на праздниках и пиршествах (Быт. 14:18; Иоан. 2:3 и дал.), но было обыкновенным пищевым продуктом; поэтому оно часто упоминается вместе с хлебом (1 Цар. 16:20; 25:18; Неем 5:15). Иеремия описывает, как голодные дети на улице кричат своим матерям: «где хлеб и вино?» (Плач Иер. 2:12). Об употреблении вина при известных законоустановленных жертвах смотри «Жертва возлияния». Вино, хотя и не было предписано законом, но все-таки занимало в праздновании иудейской Пасхи важное место (см, «Пасха»). Поэтому также и Спаситель с учениками пил от плода виноградного и Сам установил Святую Вечерю воспоминания со вкушением хлеба и вина (1 Кор. 11:26). Срав. слова пророчества о благословении хлеба и вина в Царстве Мессии (Зах. 9:17). По Талмуду, вино во время празднования Пасхи смешивалось с теплою водою; поэтому в первохристианской церкви вино для причастия, по Иустину Мученику, также смешивалось с водою (Апол. 1,65).

Пока не удалось привести неопровержимых доказательств того, что Библия делает различие между двумя родами вина: перебродившего и неперебродившего, опьяняющего и не опьяняющего. Самые обыкновенные названия вина, евр. яйн (jajin) и греческое ойнос ( oinos ) употребляются без заметного различия как для восхваления плода виноградной лозы, так и для предостережения от него; «яйн», в Пс. 103:15 восхваляется, как Дар Божий, веселящий сердце человека; его Мелхиседек вынес Аврааму (Быт. 14:18) и его же просят дети в Плач Иер. 2:12; в Прит. 23:30 «яйн» вводит в беду, а в Лев. 10:9 воспрещается священникам. «Ойнос» название вина, которое пили на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:3), также вина, претворенного Иисусом из воды (ст. 9 и дал.), и вина, которое Павел советовал пить Тимофею (1 Тим. 5:23); то же слово «ойнос» употребляется в Рим. 14:21, где советуется не пить вина, также Еф. 5:18; 1 Тим. 3:8; Тит. 2:3. Другие названия вина, которые встречаются более редко «хемер» или «хамер», т.е. жгучее или перебродившее, наприм., в Дан. 5:1 говорится о Валтасаре пьющем такое вино и его гостях; в Втор. 32:14, что Бог дал Своему народу вино, кровь винограда; срав. Пс. 74:9, где говорится о чаше в руке Господа, в которой кипит вино; далее саве», которое у Ис. 1:22, обозначает крепкое вино, а у Ос. 4: 18; Наум. 1:10 — сильное опьянение. Затем уже упомянутые слова «мум-так» и «мевек» смесь, или растворенное вино (Прит. 23:30; Пс. 74:9; Ис. 65:11), без сомнения опьяняющий напиток, и, наконец, «азис», который у Ис. 49:26 (молодое вино) и у Иоил. 1:5 (виноградный сок) является опьяняющим, а у Иоиля 3:18; Амоса 9:13 означает одно из обещанных Израилю благословений. Наконец, заметим слово «глевкос» в Деян. 2:13 (сладкое вино), которое не могло обозначать молодого вина в смысле только что отжатого, ибо выражение, где встречается слово «глевкос», было высказано в день Пятидесятницы, задолго до сбора винограда. То же слово «главкос» у 70 толковников является переводом еврейского «яйн» у Иова 32:19 (вино, которое прорывает новые мехи).

Остается слово «тирош», которое, по мнению некоторых толкователей, означает неопьяняющее вино, или «Библейское вино». Это слово, как полагают, обозначает владение и применяется к вину, или как к хорошему владению (богатству), или как к его способности овладеть употребляющим его; оно упоминается в В. Завете 38 раз и, невидимому, обозначает вообще сок винограда, как выжатый, так и находящийся еще в ягодах. В этом значении оно употребляется у Ис. 65: 8, но в 62:8 означает только что выжатый сок, также в Прит. 3:10: Иоил. 2:24, — сок текущий в подточилия; у Мих. 6:15 Израилю угрожает наказание: «выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь». «Тирош» переведено в русской Библии словом вино в Быт. 27:28,37; Втор. 7:13; 11:14; 12:17; 14:23; 18:4; 33:28; Неем. 5:11; 10:37,39; Пс. 4:8; Ис. 36:17; 62:8; Зах. 9:17; 4Цар. 18:32; Прит. 3:10; Иер. 31:12; Иоил. 2:19; и словом сок у Ис. 24:7; 65:8; Иоил. 2:24; Суд. 9: 13. В большинстве мест оно упоминается или как одно из благословений Израиля, или в связи с десятинами и жертвами. Это слово, по мнению некоторых, обозначает хорошее вино. Оно употребляется, когда речь идет о зрелом плоде виноградной лозы и о свежем соке винограда, прежде чем началось брожение. — Это утверждение является единственным доказательством, которое приводится, например, д-ром Келлоггом (Библейское вино). Но он упускает из вида, что вино, которое пили нечестивые князья, которых громит Осия (7:5), в стихе 14 называется соком (тирош), и что пророк указав в гл. 2:8,9,22 на сок (тирош), как дар Божий, в гл. 4:11, говорит: «блуд, вино и напитки (яйн и тирош) завладели сердцем их». Сильнее слов об опьяняющем напитке невозможно высказать.

С другой стороны упускается из вида, что отсутствие вина (яйн) в Мих. 6:15 считается за наказание: сок обещан им, но вина нет. По мнению же Келлогга, было бы благословением получить сок и лишиться вина.

Было высказано также мнение, что, так как всякая закваска запрещалась во время празднования Пасхи, то запрещалось и вино, хотя бы немного подвергшееся брожению и, вследствие этого, опьяняющее. Но не существует никакого доказательства того, что еврейское слово «сеор» (закваска), также применялось и к вину. Закон говорит лишь о пресном хлебе (Исх. 12: 15,20).

Американец Смит, миссионер в Сирии, рассказывает, что однажды в Хевроне у знатного раввина испанских евреев ему было предложено перебродившее вино в праздник Опресноков. Он узнал, что это вино было таковым, не только по вкусу, но также из разговора с раввином о непоследовательности хранения такого вина в доме в то время, как, по его утверждению, он удалил из дома все квасное. Раввин ответил, что если брожение вина закончено, и оно больше не имеет в себе способности к окислению, то оно не подходит под запрещение закона, но, если в начале праздника имеется вино, которое могло бы подвергнуться брожению, то оно удаляется, тот же миссионер Смит тщательно исследовал различные способы приготовления вина на Ливане и написал о результате В American Bibliotheca Sacra (Май, 1846 г.). Он, между прочим, говорит, что ему не пришлось слышать о неопьяняющих винах. Все вина, говорили ему, более иле менее опьяняющие. Всякий раз, когда он спрашивал, существует ли небродившее вино, то на него смотрели с удивлением; даже мысль о чем-либо подобном казалось им нелепостью.

Картины возделывания виноградников и виноделия дают в Библии множество сравнений, которые всем хорошо известны. Жить под своей виноградной лозой, считалось символом уюта в дни царя Соломона (3 Цар. 4:25), равно как и в будущем царстве Христа (Мих. 4:4). Винограднику уподобляет Господь Свой народ в Ис. 5: 1,7; Срав. Мат. 21:33 и дал. Слуги Христовы работают в Его винограднике (Мат. 20:1 и дал.) Виноградной лозе уподобляется в Пс. 79:9 и дал. еврейский народ; Иисус называет Себя истинной виноградной Лозою, Своих учеников ветвями; а Отца виноградарем (Иоан. 15); работа топчущего в точиле, окрашивающая его одежду в красный цвет, является образом победы Христа над Своими врагами (Ис. 63:2,3); Срав. Отк. 14:18 и дал. и 19:15 о точиле вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Вино является также символом силы свыше, оживления (Прит. 9:2; Ис. 55:1) и чистой трапезы Евангелия (Ис. 25:6). Обольщающее и опьяняющее, оно является символом страшного могущества греха, а кипящее и жгучее — символом страшных судов Божиих (Пс. 74:9; Ис. 51:17; Отк. 14:10; 16: 19).